Новое химическое законодательство, введенное Евросоюзом для экологической и экономической защиты своего рынка, стало существенным барьером на пути российский экспортеров как минимум шести отраслей российской экономики: текстильной, автомобильной, целлюлозно-бумажной, металлургической и, безусловно, химической и нефтехимической. Это порядка 2/3 российских предприятий, так или иначе причастных к экспорту. Проблема обсуждалась на заседании представителей отечественных экспортно-ориентированных компаний с главой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и сотрудниками Минпромторга и Минэкономразвития (МЭР). «Продвинутое» законодательство Основная задача REACH сомнений в ее необходимости не вызывает. «Это устранение с рынка опасных веществ и замена их на безопасные аналоги, - отмечает начальник отдела урегулирования споров департамента торговых переговоров Минэкономразвития Вероника Никишина. - Другое дело, насколько обременительным становится процедура реализации этой идеи. Здесь, к сожалению, мы должны констатировать: европейское законодательство является самым продвинутым в части технического регулирования и, в этой связи, самым сложным для применения». Единственно разумная, по ее мнению, позиция России: с одной стороны, пытаться соответствовать тем правилам игры на тех цивилизованных рынках, одним из которых является ЕС, с другой – выявлять те чрезмерные обременения, которые этими правилами сформулированы. Вероника Никишина подчеркнула, что с 2003 года в рамках ВТО прошло более 18 заседаний комитета по техническому регулированию, на которых 26 стран, включая Россию, в очень агрессивной манере высказывали претензии в отношении REACH. По словам представителя МЭР, все возражения сводятся к тому, что данный регламент - скрытый барьер к торговле. В конечном итоге, ЕС обвиняется в создании излишних препятствий в международной торговле. «Один из аргументов, который был озвучен, но, к сожалению, пока не услышан - средство дискриминации между странами, - перечисляет Вероника Никишина. - На мой взгляд, бесспорный аргумент – отсутствие транспарентности в разработке и применении правил». По мнению ответственного секретаря комиссии по металлургическому и горнорудному комплексу Антона Базулева, политика ЕС в области REACH не может считаться торговым барьером, так как европейские страны также проходят процедуру регистрации. Правда в том, что закрытость российского рынка и бездействие решению возникших проблем не поможет. «Российская металлургия, и черная, и цветная намного больше зависит от ЕС, чем ЕС зависит от нее. Металлы являются вторым по объему и по стоимости продуктом поставок на этот емкий рынок». И если Россия может принимать меры по закрытию российского рынка от поставок в ЕС в таких отраслях, как фармацевтика, потребительские товары, продовольствие, машиностроительная продукция, то «ни по сырью, ни по металлургии нам ответить нечем». «Межотраслевая специфика этого товарооборота, конечно, должна учитываться. Но не думаю, что меры, подобные REACH, тем более, учитывая российскую особенность применения всех законодательных новшеств, могут стать для отрасли адекватным ответом на то, что сделал Европейский союз», - рассуждает Антон Базулев. Замдиректора департамента международного корпоративного управления «Норникеля» Дмитрий Лафитский поднял вопрос о том, что в России нет единого государственного органа, который бы консолидировал позицию отечественных промышленников и доносил ее до ЕС. «Нас слышат, поверьте», - ответила Вероника Никишина. По ее словам, проблема в другом: обсуждения заканчиваются ничем. В свою очередь замдиректора департамента государственной политики в области технического регулирования и метрологии Минпромторга Виктория Оселедько напомнила, что в ее ведомстве создана специальная рабочая группа в целях координации действий российских экспортеров по вопросам, связанным с введением в ЕС регламента REACH. В состав рабочей группы включены представители заинтересованных органов государственной власти, а РСПП и заинтересованных организаций. Подводные камни Председатель комиссии по взаимодействию с органами власти консорциума «Русская сталь» Василий Варенов отметил, что российские металлургические предприятия «давно в теме». В рамках консорциума создана рабочая группа, активными членами которой являются крупнейшие металлурги - НЛМК, ТМК, ММК. Среди основных задач объединения: |