Причем, учитывая российскую практику в сфере регулирования прав на интеллектуальную собственность, вариантов, кроме традиционной оптимизации соотношения «цена/качество», может быть предостаточно. Так, в частности, было с пластиковыми геоячейками – одним из сегментов рынка геосинтетических материалов. Здесь несколько лет назад начали разгораться «нешуточные страсти» (о чем свидетельствует медиа-пространство). Споры не прекращаются и по сей день. Просмотрев тематические материалы в Интернете и связавшись с участниками рынка, портал Newchemistry попробовал разобраться в ситуации. Геоячейки («пространственно-полимерной решетка», «объемная георешетка» или просто «георешетка»; названия могут отличаться у разных поставщиков, но суть остается) представляют собой гибкий модуль, состоящий из скрепленных между собой полимерных лент, образующих в растянутом положении пространственную ячеистую конструкцию с заданными геометрическими сочетаниями и размерами. То есть, это - сотовая конструкцию, как правило, из полиэтиленовых лент, скрепленных между собой в шахматном порядке сварными высокопрочными швами. В сложенном виде модуль достаточно компактен. При его растяжении образуется устойчивый горизонтально-вертикальный каркас, который может быть предназначен для его заполнения грунтом, песком и др. Согласно классификации геосинтетических материалов по версии Международного геосинтетического общества (IGS), геоячейки (GL) состоят из помещенных бок о бок ячеек, собранных или произведенных из лент штампованного синтетического материала. Высота составляет приблизительно 100 мм. Ячейки образуют конструкцию, напоминающую пчелиные соты. Основная функция геоячейки – удерживать почву или другой сыпучий материал. Склоны укрепляют посредством заполнения геоячейки грунтом или иным сыпучим материалом Таким образом, основное назначение геоячеек – объемное армирование грунтов. Их применение позволяет существенно повысить надежность конструкций, снизить затраты на материалы, улучшить их свойства. Области применения обширны: от ландшафтного дизайна до аэродромов и нефтегазовых месторождений. В России один из крупнейших рынков – дорожное строительство, где технологии на основе использования геоячеек получили эффективное развитие. Другие важнейшие сегменты – обустройство месторождений нефти и газа (с созданием инфраструктуры), а также железная дорога (стабилизация ж/д-полотна). Эти рынки связаны со средствами бюджетов, дорожных фондов и крупных нефтегазовых компаний (в частности, «Газпрома»). Именно поэтому, за столь «лакомый кусок», который стабильно увеличивался и «распухал» вплоть до кризиса 2008 г., разгорелась жесткая борьба. Из Америки в Россию Геоячейки начали применяться на Западе в середине 1980-х гг. Разработанные по заказу Армии США, массовое распространение они получили после знаменитой операции «Буря в пустыне» в 1991 г., где использовались для прохода танков по пескам. «Пионером» данного рынка стала американская Presto Products Company, которая получила международные патенты на систему стабилизации грунта и технологию производства (способ сварки полиэтиленовых полос) георешетки Geoweb («Геовеб», торговая марка). Надо отметить, что на сегодняшний день срок действия патента на технологию производства георешеток компании Presto закончился. По законодательству США он составляет 15 лет, а затем инновация становится достоянием всей науки. «Presto Products Company» в составе «Reynolds Company» входит в концерн «ALKOA Inc.», который является крупнейшим в США производителем продукции из алюминия и полиэтилена. Presto является пионером и мировым лидером в исследовании, разработке и применении решений для стабилизации грунтов, обладает 6 международными патентами с приоритетом с 1986 г. в этой области. Накоплен огромный опыт по расчетам, проектированию и строительству геосинтетических конструкций. В Европе, Азии и Африке по лицензионному соглашению с Presto поставляла продукт Геовеб®, а также осуществляла инженерное сопровождение проектов фирма из Израиля — «PRS® Mediterranean Ltd.» — «Престо Средиземноморья». В России в качестве представителя «PRS Mediterranean Ltd.» работала компания ЗАО «Престо-Русь». Она имела практический опыт по поставкам и применению «Геовеба» в РФ с 1998 г. Товарный знак Геовеб® был зарегистрированы в Российском агентстве по патентам и товарным знакам на имя правообладания компании PRS Mediterranean Ltd. В настоящее время PRS Mediterranean Ltd не является представителем Presto Products Company по торговой марке Геовеб®. Соответственно, ЗАО «Престо-Русь» также не представляет ее на российском рынке. По поводу появления и внедрения геоячеек/георешеток на российском рынке информация СМИ довольно разнообразна и даже противоречива. Newchemistry постарался проанализировать ее и выделить «основные вехи». Так, по данным компании «Престо-Русь», представлявшую в России марку «Геовеб», в начале 1990-х гг. американскую георешетку закупило Минобороны России. В 1994 г. «Presto Products Company» в сотрудничестве с Минобороны РФ (на базе предприятия УНР-494) на испытательной трассе 21 НИИИ в Бронницах построила первый в России опытный участок дороги. А далее «перед военными коммерсантами открылись неожиданные перспективы» (публикация в журнале «Строительство», №5 2004). В качестве «военных коммерсантов» здесь, вероятно, имелась ввиду российская компания ОАО «494 УНР» во главе с Алексеем Ивановичем Кимом (командиром части)… Истоки ОАО «494 УНР» лежат в одном из подразделений инженерных войск нашей армии - «Управление начальника работ». То есть, когда 15 лет назад компания вышла на рынок геоячеек, она уже обладала солидным строительным опытом. Первым крупным проектом УНР стала реконструкция автотрассы «Москва – Минск». После его успеха последовали и другие проекты, для которых компания поставляла геоячейки и вместе с проектировщиками работала по совершенствованию их применения. Надо отметить, что она не только наращивала объемы производства и продаж, но и занималась развитием технологии. Сегодня ОАО «494 УНР» - это крупная компания, работающая в различных сегментах строительного рынка. Она первой наладила выпуск геоячеек в России. Работая в этом направлении более 15 лет, компания является одним из крупнейших игроков российского рынка (бренд «ПРУДОН-494»). Ее общие производственные мощности составляют 3 млн. м2/год. Какими «недобрыми» ни были бы отзывы о компании со стороны других участников рынка (учитывая жесткую конкурентную борьбу), отмечается явное признание УНР, как ведущего игрока. |