Первый шок от кризиса пришелся в строительной отрасли на декабрь 2008-го – январь 2009 года. После оптимизации затрат на маркетинг и персонал (в том числе на фонд заработной платы) отечественные товаропроизводители потихоньку адаптируются к новым правилам игры на рынке. Они ищут возможности для выживания, и кое-кто такие возможности находит. Болевые точки Строительный сектор – один из наиболее пострадавших от кризиса. Но удар по нему пришелся неравномерно: раньше и сильнее всех «просело» наиболее технологичное и современное коммерческое строительство. В этом секторе оказалось больше всего замороженных объектов и отмененных проектов. Более того, на некоторое время любые инвестиции в коммерческую недвижимость стали нерентабельными. «Стоимость аренды в этом сегменте падает, появилось много пустующих помещений, – заявил Томас Махачек, финансовый директор USG Building Systems RUS, – все это отразилось и на нас, в частности, упали продажи подвесных потолков, которые применяются чаще всего при строительстве коммерческой недвижимости». Немного лучше дела у застройщиков жилого фонда: заморозить объекты инвесторам оказалось менее выгодно, чем их завершить. Но новые объекты сейчас практически не закладываются. Производители стройматериалов оценивают такой подход как сигнал к тому, что в 2010 году им может быть еще тяжелее. Кризис также кардинально изменил отношение к государственным подрядам. Этот не самый желанный ранее сегмент стал для многих чуть ли не единственным шансом на выживание. Тут не смущает даже снижение и без того невысоких закупочных цен. Некоторые компании готовы работать с государством по себестоимости, а кое-кто – даже в минус, лишь бы не потерять оборотные средства и остаться на плаву. Те фирмы, которые ориентировались на бизнес-строительство и работали в «премиум-сегменте», первыми понесли потери в среднем на 20 – 40%. Не меньшее напряжение и в лагере эконом-класса, где традиционно ставили на невысокую наценку. Такой подход интересен при высоких продажах, но на падающем рынке он ставит фирмы в проигрышное положение. «Сейчас характерно взаимопроникновение, когда производители различных категорий продукции пытаются играть не на своем поле», – говорит Александр Фадеев, генеральный секретарь некоммерческого партнерства «Росизол», объединения производителей теплоизоляционных материалов. В июне 2009 года Ассоциация строителей России опубликовала результаты исследования, согласно которому снижение цен на сырье для строительных материалов составило 16,24%. Отдельных данных по стоимости отделочных материалов нет. Сами производители считают, что их цены скорее выросли. И во многом этот рост связывают с девальвацией рубля по отношению к евро и, соответственно, с увеличением себестоимости импортируемого сырья (тех же модифицирующих добавок для сухих смесей). Сбросить «жирок» Ситуация с лидерами рынка также постепенно меняется. Определить точные позиции каждого «флагмана» отделки достаточно трудно, на информационную закрытость своего сектора сетует каждый руководитель, оперативные сведения о состоянии рынка получить просто негде. В своих оценках эксперты ориентируются на наблюдения за поведением конкурентов. Пока ротации происходят в рамках больших «троек». Очевидно лишь, что издержки сокращают все – и лидеры и региональные компании. «Все без исключения отменили инвестиции в производственные мощности и пересмотрели план продаж, кто-то приостановил конвейер, кто-то ограничился уменьшением маркетинга. Экономят даже на печати каталогов», – говорит Алексей Смертин, руководитель отдела по работе со строителями ООО «РДС-строй». Производители экономят на рекламе и на персонале, дистрибьюторы пересматривают складские запасы и ужесточают политику расчетов с торговлей. Трудности оптовиков используют молодые дилеры. По мнению Антона Сатурина, генерального директора «А`RDS. Навигатор строителя», сейчас производители готовы разрабатывать продукты, которые ждет рынок, но еще не готовы тратиться на их продвижение и надеются, что смогут привлечь внимание петербуржцев к новым для них брендам. |