Президент Дмитрий Медведев подписал климатическую доктрину России. Это первый официальный документ о климате. Но борьба с глобальным потеплением – не основная цель доктрины, считают эксперты. Россия декларирует, что готова идти по пути модернизации экономики и в разработке глобальной климатической доктрины будет отстаивать свои интересы, даже если это пойдет вразрез желанию мирового сообщества. Иллюстрация: Эксперт online Президент России Дмитрий Медведев подписал климатическую доктрину России. Об этом сегодня заявил помощник главы государства Аркадий Дворкович. Это первый официальный документ, касающийся климата, принятый в нашей стране. В подготовке доктрины участвовали специалисты Минприроды, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. Но, как отмечает заместитель директора Главной геофизической обсерватории Сергей Чичерин, окончательной редакции доктрины разработчики, после того как она попала в правительство, не видели. По словам Дворковича, в доктрине содержится анализ ситуации с возможными последствиями климатических изменений для России, описываются вызовы, с которыми может столкнуться страна, а также ответы на них. «Климатические изменения могут существенно повлиять на способы эффективности ведения различных видов деятельности, в том числе сельского, лесного хозяйства. Где-то это могут быть положительные изменения, где-то – отрицательные», – заявил Дворкович. По словам главы Росгидромета Александра Бедрицкого, «изменения климата влияют на Россию больше, чем на другие страны, в силу ее географического положения», а число опасных гидрометеорологических явлений в России удвоится уже в течение ближайших десяти лет. Чтобы избежать отрицательных последствий глобального потепления, которое уже давно констатировали ученые всего мира, Россия намерена значительно снизить выбросы парниковых газов – на 25% к 2020 году по сравнению с уровнем 1990 года, то есть на 30 млрд тонн. Для этого, по словам Дворковича, будут проводиться действия, связанные с повышением энергоэффективности экономики. Перед Россией, отмечается в доктрине, стоит задача увеличить этот показатель к 2020 году на 40% по сравнению с 2008 годом. Одним из направлений достижения этой цели должно стать снижение доли газа в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов до 46% за счет роста цен на него. Планируется также прекратить практику сжигания попутного газа. Кроме того, принято решение о поэтапном увеличении в энергобалансе доли возобновляемых источников энергии: до уровня 1,5% в 2010 году, 2,5% – в 2015 году, 4,5% – к 2020 году. Снижению выбросов парниковых газов в электроэнергетике (на долю этого сектора приходится около четверти всех выбросов углекислого газа) будет также способствовать увеличение на 25% доли атомной энергии в энергобалансе. В то же время, как отмечает один из разработчиков документа – Чичерин, все эти показатели не более чем направление, ориентиры экономической и климатической политики. «Это политическая декларация государства, на основании которой дальше будут приниматься конкретные шаги по ее реализации. Однако очень важным в доктрине является указание на то, что Россия не будет сокращать выбросы в ущерб своим интересам», – подчеркивает Чичерин и отмечает, что до сих пор экономически развитым странам не удавалось увеличивать ВВП, не увеличивая выбросы. Но России есть куда стремиться – курс на модернизацию лежит в том числе через повышение энергоэффективности. В то же время экономисты сомневаются, что заданные ориентиры могут быть достижимы. «Россия сократила энергоемкость ВВП с 1995 года по 2008 год на 40% благодаря проведению структурных реформ. Но сейчас во многом этот потенциал исчерпан (глобальных структурных реформ нет), к тому же свою лепту вносит кризис – ведь инвестиции сократились, значит, сокращаются и темпы перевооружения предприятий. Думаю, что к 2020 году рост энергоэффективности может составить в лучшем случае не более 20−30%», – говорит эксперт Института энергетики и финансов Александр Курдин и отмечает, что Европа поставила перед собой более скромные цели – сократить выбросы на 20% в период с 2005 по 2020 год. По мнению Курдина, упор в сокращении энергоемкости экономики может быть сделан на рост тарифов и энергосбережение и модернизацию ЖКХ. «Мы сейчас расходуем энергию как придется, – соглашается Директор Главной геофизической обсерватории имени Воейкова Владимир Катцов. – Да, вот стали бороться с лампами накаливания, но это лишь частная задача. У нас Бог знает что делается с автомобильным транспортом. Если все это помножить на наши расстояния, то потенциал для исправления очень большой. У нас есть шанс срифмовать интересы человечества со своими собственными. Ведь энергоэффективность – для нас задача жизненно важная». Чичерин отмечает, что в частном секторе есть над чем поработать. «Мы отапливаем здания гораздо больше, чем за рубежом. Например, я был в Финляндии, так там люди при минусовой температуре живут без отопления. Его включают только когда совсем холодно», – говорит специалист. Ученые, правда, отмечают, что энергоэффективность и снижение выбросов углеводорода могут и не стать рычагом в борьбе с глобальным потеплением. Даже Чичерин отмечает, что связь выбросов углеводорода с климатическими изменениями доказана на 90%. А директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Юрий Израэль считает, что на климат оказывает гораздо большее влияние солнечное излучение. Но, по всей видимости, настоящие цели доктрины – не борьба с климатическими изменениями. Во-первых, это декларация о модернизации, во-вторых, декларация о независимости в разработке климатической политики и принятии самостоятельных решений. Не случайно Медведев подписал доктрину накануне поездки в Копенгаген на климатическую конференцию ООН. По словам Дворковича, если мир будет идти по пути введения ограничений, то это может стать «своеобразным налогом на российскую энергетику, а также производство нефти, газа и других видов топлива, таких как, например, уголь». Он считает, что механизм контроля над выполнением обязательств по климату может быть аналогичным тому, который выработали страны «двадцатки» для макроэкономической политики: он максимально мягок и не является вмешательством в суверенитет отдельных государств, а проверка не является навязчивой и политически обусловленной. Источник: www.expert.ru |