Вопрос: Какие тенденции в деятельности компании в 2009-2010 гг. вы бы выделили? Как при этом отразился кризис на реализации планов? Ответ: Начну со второго вопроса. Цены на нефть в мире снизились во время кризиса. Естественно, это отразилось и на бизнесе компании «Шелл» в мировом масштабе. С учетом этого, а также в связи с приходом в компанию нового исполнительного директора было принято решение перефокусировать свое портфолио, усовершенствовать организационную структуру бизнеса с целью повышения эффективности работы. Но в отношении работы «Шелл» в Украине не было принято никаких решений об изменениях. Наши бизнес-планы остались прежними. И мы, в частности, не сокращали персонал. Также мы можем гордиться своими достижениями. Успешно развивается направление по розничной торговле нефтепродуктами. Сегодня наша сеть насчитывает 157 АЗС в 20 регионах Украины. В сложном для Украины 2009 г. компания первой представила рынку премиальное дизельное топливо Shell V-Power Diesel, а в августе этого же года запустила программу лояльности для клиентов «Клуб Shell SMART», участники которого, приобретая топливо, накапливают баллы и обменивают их на подарки от «Шелл». Сегодня «Клуб Shell SMART» включает около 500 тыс. активных участников, две трети клиентов сети «Шелл» заправляются топливом с картой «Клуба Shell SMART». Мы считаем этот проект достаточно успешным — привлечь такое количество лояльных клиентов за восемь месяцев работы — это хороший результат. По направлению разведки и добычи еще с 2006 г. мы работаем в партнерстве с госкомпанией «Укргаздобыча». Договор, в рамках которого идет сотрудничество, охватывает восемь лицензионных площадей в Полтавской и Харьковской областях. Его целью является поиск глубоко залегающих газовых ресурсов. Вместе мы успешно провели сейсмические исследования в формате 2D. Этот проект начался в конце 2008 г., а завершился в мае 2009 г. Сейсмические исследования очень важны в программе разведочного бурения. Следующим важным этапом является бурение поисковых скважин. Место расположения первой из них мы также успешно определили. В: Что вы дальше намерены делать в области разведки ресурсов, когда ожидаете начать добычу газа? О: Следующим шагом является разработка и утверждение стратегии привлечения бурового станка для поисково-разведочного бурения, его установка, тестирование. Это процесс, который займет еще два-три года. Нефтегазовый бизнес ориентирован на долгосрочную перспективу. Поисково-разведочные работы — это не проект одной ночи. Должны пройти годы подготовительных работ, вложены значительные инвестиции, и только после этого появляется возможность узнать, оправданы ли ожидания инвестора, правильно ли изначально были произведены необходимые расчеты. Средний показатель успеха поисково-разведочных работ по отрасли составляет на новых площадях около 25%). В: Есть ли у вас разочарования в работе «Шелл» в Украине? О: Было бы неправильно говорить, что все наши планы реализуются. Естественно, есть много и разочарований. В частности, меня лично огорчает то, что на протяжении последних нескольких лет я так и не увидел желания Украины открыть топливно-энергетический сектор для инвестиций. Мы постоянно общаемся с представителями украинской власти и стараемся их убедить в важности привлечения иностранного капитала в ТЭК, который поможет стране достичь большей энергонезависимости. Мы уверены в большом потенциале Украины и хотели бы принимать участие в раскрытии этого потенциала. Поэтому нам, конечно, хочется видеть немного больше инициативы от правительства по отношению к инвесторам. Например, позитивным сигналом станет внедрение постоянных прозрачных аукционов либо конкурсов на получение лицензий с целью привлечения инвесторов к работе на месторождениях как на суше, так и на морских территориях. Последние четыре-пять лет ничего не происходило в этом направлении. В результате очень мало энергетических компаний сейчас инвестируют в Украину. В: Ваше разочарование касается сугубо отношения государства к иностранным инвесторам, инвестиционной политики Украины? О: Думаю, Украина могла бы быть гораздо более открытой по отношению к инвесторам, которые стремятся реализовывать проекты в ее топливно-энергетическом секторе. В структуре украинского правительства есть разные департаменты и службы, которые могут повлиять на этот процесс. Но для страны также очень важно иметь видение того, в каком направлении своего развития она движется, и поддерживать это видение конкретными действиями для продвижения вперед. В 2006 г. был сделан первый шаг в этом направлении — при министре топлива и энергетики Иване Плачкове правительством была принята Энергетическая стратегия Украины до 2030 г. Но больше никаких конструктивных инициатив от государства мы не увидели. При этом совместно с коллегами из других компаний и представителями власти в рамках различных организаций, таких как Европейская бизнес ассоциация, Американская торговая палата и т.д., мы пытаемся сделать так, чтобы инвестиции начали приходить в украинский энергетический сектор, чтобы в стране был создан благоприятный инвестиционный климат. Если проанализировать недавнее обращение президента Виктора Януковича по поводу реформ, то в нем были отражены планы по привлечению иностранных инвестиций. Это видение было озвучено публично, что в определенной мере упростило понимание нынешней государственной политики. Теперь власти осталось только реализовать планы на практике. Та инвестиционная стратегия, которую мы сейчас наблюдаем, в большей мере сфокусирована на конкретных целях и направлениях государственной энергетической политики. В ней, среди прочего, четко обозначена потребность в увеличении добычи украинских нефтегазовых ресурсов. Думаю, это самая главная цель Украины. В: Как складываются ваши отношения с Кабмином Николая Азарова и, в частности, с главой Минтопэнерго Юрием Бойко? Обсуждали ли вы уже планы по Черноморскому шельфу и ГТС? Планируете ли развивать эти вопросы на правительственном уровне? О: Мы были и остаемся заинтересованными в возможностях разработки углеводородного потенциала украинской части акватории Черного моря. Однако мы не ограничиваем свой интерес только оффшорными проектами. В том числе анализируем перспективы разработки ресурсов на суше. Мы, в первую очередь, заинтересованы в поисково-разведочных проектах. Но также нам интересны активы, где уже ведется добыча газа. История подтверждает нашу заинтересованность расширять свою деятельность в Украине. В 2007 г., например, мы сделали предложение по вхождению в добывающие активы компании Regal Petroleum в Украине. Но эта сделка не была завершена в связи с изменением руководства этой компании. Однако мы продолжаем рассматривать возможности расширения нашей деятельности в Украине. Если говорить о шельфе, то наша заинтересованность в работе на морских территориях подтверждается тем, что мы участвовали в конкурсе на разработку Прикерченского участка Черного моря. Тем самым мы продемонстрировали свое желание вкладывать масштабные инвестиционные ресурсы в украинский нефтегазовый сектор. Параллельно мы работаем с представителями украинской власти по совершенствованию законодательства, которое касается соглашений о разделе продукции. Теперь мы ожидаем от правительства внедрения прозрачной процедуры привлечения инвесторов на разработку таких месторождений. Компания «Шелл» по-прежнему заинтересована в реализации проектов в Украине как на суше, так и на море, как на стадии разведки, так и на стадии добычи. И мы считаем, что Украине очень нужны те инвестиции, которые мы готовы предоставить. Что касается ГТС, то в середине 1990-х гг. компания «Шелл» проводила исследование технических возможностей ее модернизации. И на данном этапе это единственный пример того, как мы были вовлечены в этот процесс. Проект модернизации ГТС имеет очень большое региональное значение, потому привлекает внимание правительств различных стран и международных финансовых организаций. Мы отслеживаем развитие событий в этом направлении. Но было бы справедливо отметить, что на протяжении последних лет «Шелл» постепенно выходит из проектов, связанных с трубопроводами. В настоящее время участие «Шелл» в инфраструктурных, в том числе трубопроводных, проектах ограничивается необходимостью доставлять нашу продукцию до конечного потребителя. Поэтому сейчас украинская ГТС не является приоритетом в развитии нашего бизнеса. Мы концентрируем свое внимание на тех направлениях, где, с нашей точки зрения, мы можем быть наиболее полезны и эффективны — это проведение геологических исследований в сложных условиях, добыча газа из труднодоступных месторождений. Именно в этих сегментах наши инновационные технологии делают компанию «Шелл» лидером рынка. В: Прошло несколько лет после того как стало известно, что в конкурсе по разработке Прикерченского участка Черного моря «Шелл» обошли конкуренты. С чем вы связываете поражение компании? О: Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я не являюсь представителем комитета, который рассматривал заявки, и не имею информации о предложениях тех компаний, которые участвовали в конкурсе. Нам, конечно же, тоже интересно, почему мы не добились успеха в конкурсе по разработке Прикерченского участка. И мы не имеем возможности поучиться на собственных ошибках. Нам казалось, что наше совместное с компанией «ЭксонМобил» предложение представляет уникальные технические и финансовые возможности для осуществления этого проекта. Мы очень расстроились, когда тендерный комитет определил победителем другую компанию. |