По мере дальнейшего роста цен все большее влияние будут приобретать факторы информационного воздействия и манипулирования, сказала Наталья Шуляр, генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-Консалтинг» в рамках своего выступления на тему «Цены на нефть и нефтепродукты на свободном рынке в 2007 году». За последние 2 года российский рынок нефтегазовой аналитики захватывают западные консультационные компании и ценовые агентства, формирующие мнение о внутреннем рынке и ценах на нефть, отметила докладчица. Основные закономерности ценообразования на российском рынке автобензинов были представлены Алексеем Груздевым, заведующим отдела анализа и прогнозирования ООО «Информационный центр «КОРТЕС». Как сообщил докладчик, один из основных факторов роста розничных цен на автобензин является снижение рентабельности АЗС, а привязка налогов нефтяной отрасли к мировым ценам на нефть в современных условиях ведет к росту внутренних оптовых цен на автобензин. Еще одним фактором усиления ценовой нестабильности является динамично растущий автопарк. Вторую секцию конференции, посвященную применению топливных присадок открыл Николай Митин, директор по производству ОАО «Пигмент». С переходом топливной индустрии России к требованиям европейских стандартов возникла необходимость не только повысить октановые характеристики, но и существенно снизить содержание серы, олефиновых и ароматических углеводородов (в частности бензола), осуществить замену избыточной ароматики на изопарафиновые углеводороды, ввести в состав бензинов кислородсодержащие компоненты, антиокислители, моющие и другие необходимые компоненты, сказал Н. Митин. По словам Н. Митина, повышение октанового числа возможно двумя путями: увеличением выработки высокооктановых фракций и использованием альтернативных антидетонаторов. Первый путь возможен для стран с развитой нефтепереработкой, располагающих достаточными мощностями по каталитическому крекингу, изомеризации, алкилированию. Другим странам, в том числе и России, на данном этапе, больше подходит второй вариант. Поэтому в настоящее время и в ближайшие 8-10 лет решение этой проблемы, очевидно, может быть в основном осуществлено разработкой высокооктановых добавок на основе N – метиланилина, позволяющих добиться наибольшего повышения октанового числа. Докладчик рассказал о последних разработках ОАО «Пигмент», которые позволяют добиваться не только высоких антидетонационных характеристик, но и их физико-химической стабильности. В целом, как отметил руководитель отдела продаж ММА и анилина ОАО «Волжский Оргсинтез» Сергей Майер, если оценить общее количество октановой характеристики бензинов, можно сказать, что данный показатель увеличивается ежегодно более чем на 5%. С. Майер также рассказал об использовании монометиланилина (ММА) как одном из способов повышения октановой характеристики бензинов. Комплексное применение ММА в производстве бензинов может решать различные задачи: изменение структуры производимых бензинов в сторону увеличения доли более высокооктановых бензинов и приведение выпускаемых бензинов к нормам требований технического регламента. По словам С.Майера, только к 2007 году сектор НПЗ по потреблению монометиланилина сравнялся с сектором НБ. По сравнению с 2003 годом общие продажи выросли почти в 2 раза и доля сектора НПЗ в общих отгрузках выросла с 22% до 44%. В продолжение обсуждений технологий, позволяющих производить бензины для автомобилей, отвечающих требованиям «Евро-3» и «Евро-4» выступил Николай Гаврилов, начальник ЦЗЛ ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Как напомнил выступавший, технологии производства бензинов должны обеспечить нормы на содержание ароматических углеводородов не более 42 и 35% об. Соответственно, содержание бензола не должно превышать 1,0% об. Выбор оптимального способа снижения содержания бензола в товарных бензинах – ключевая проблема в реализации производства экологических бензинов евростандарта и определяет период организации производства, размеры капиталовложений и себестоимость производства евробензинов.
|