Н. Гаврилов рассказал о технологии получения бензинов, удовлетворяющих требованиям «Евро-3,4», разработанной на ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». В соответствии с новой технологией, производство бензинов происходит за счeт удаления предшественников бензола из сырья риформинга c минимальным набором процессов: каталитического риформинга и изомеризации. Эта технология позволила «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» перейти на выпуск евробензинов с минимальными капвложениями и затратами. Для обеспечения снижения содержания ароматических углеводородов в товарных бензинах до требований евростандартов полностью используются ресурсы углеводородов С4-С6 прямогонных продуктов в качестве сырья изомеризации и в смешении товарных бензинов. Филипп Никонов, вице-президент ОАО «АК “Транснефтепродукт”», рассказал о транспортировке бензинов по системе компании «Транснефтепродукт» и также коснулся темы новых стандартов топлива в РФ. По его словам, в 2007 году компания отгрузила на внутренний российский рынок и рынок стран Таможенного союза 11,3 млн тонн нефтепродуктов. При этом на экспорт было отправлено 15,9 млн тонн нефтепродуктов. Согласно техническому регламенту о требованиях к различным видам топлива, находящихся в обороте на территории России, массовая доля серы в автомобильном бензине классов 3-5 должна составлять соответственно 150, 50 и 10 мг/кг, объемная доля бензола не должна превышать 1%, а октановое число должно быть не ниже 95, напомнил Ф. Никонов. В регламенте также говорится, что в течение 3 лет со дня вступления в силу регламента наряду с оборотом дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением № 2 к техническому регламенту, допускается выпуск в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с нормой 45 по показателю «цетановое число, не менее», нормой 2000 мг/кг (0,2% массовых) по показателю «массовая доля серы, не более» и без нормирования показателей «смазывающая способность, не более» и «массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более» при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением № 2 к техническому регламенту. Кроме того, в течение 5 лет со дня вступления в силу технического регламента допускается оборот продукции, выпущенной в оборот до дня вступления в силу вышеназванного документа. Выступление Владимира Булатникова, главного технолога ОАО «ВНИИНП», было посвящено техническому регулированию перехода России на новые экологические стандарты. Он указал на некоторые недостатки уже упоминавшегося технического регламента к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам. По его мнению, проект регламента определяет нормы требований к бензину автомобильному, дизельному топливу, мазуту топочному, топливу для реактивных двигателей, авиабензину и судовому топливу. Однако требования к транспортированию и хранению этих продуктов из указанного регламента исключены и находятся вне контроля государства. В. Булатников предполагает, что это может создать дополнительные сложности в сфере реализации продукции. По данным ВНИИНП, на сегодняшний день лишь половина всех легковых автомобилей в России и треть грузовых автомобилей соответствуют нормам «Евро 3». Поэтому, в определенной степени, стремление нашего правительства к европейским стандартам преждевременно, подчеркнул главный технолог ВНИИНП. По мнению специалистов, введение новых норм рассчитано на импортные автомобили российской сборки, число которых с каждым годом растет. Заведующий отделом автомобильных и авиационных бензинов ОАО «ВНИИНП» Вячеслав Емельянов проанализировал готовность российских НПЗ к переходу на стандарты «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». Специалист считает, что нормативная техническая документация производства бензинов для автомобилей класса «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5» в России имеется. Однако вырабатывать бензины для таких автомобилей нужно в объемах потребности отечественного рынка и с целью поставки на экспорт. Докладчик убежден, что требуется госрегулирование в вопросе выбора пути для России: увеличение производства автобензинов (как в США), или дизельного топлива (как в Европе).
|