2. Содержание технического регламента Технический регламент состоит из 9 глав, 44 статей и 9 приложений. В главе 1 указаны цели принятия технического регламента, сфера применения, запрет на оборот отдельных видов химической продукции, основные понятия и Законодательство Российской Федерации в области действия технического регламента, а также требования к информации для приобретателя. Цели принятия технического регламента. Технический регламент принимается в целях: защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от воздействия опасных свойств химической продукции при ее хранении, перевозке, реализации, применении и утилизации; побуждения участников рынка к использованию наиболее безопасной химической продукции; побуждения заявителей регистрации, импортеров, производителей и промышленных пользователей к исследованию опасных свойств химической продукции; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; повышения уровня информированности участников рынка о свойствах химической продукции. Сфера применения технического регламента К объекту технического регулирования настоящего Федерального закона отнесена химическая продукция, находящаяся в обращении на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность заявителей, заявителей регистрации, держателей разрешения, промышленных пользователей, приобретателей, а также физических и юридических лиц, ответственных за безопасность хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации химической продукции. Объектом технического регулирования технического регламента является химическая продукция, поименованная в разделах Общероссийского классификатора продукции: газ, чугун, ферросплавы, лигатуры, сталь, металлы цветные, их сырье, сплавы и соединения, продукция неорганической химии, химические удобрения, полимеры, пластические массы, химические волокна и каучуки, материалы лакокрасочные, фотоматериалы, магнитные материалы, продукция бытовой химии, продукция органического синтеза, синтетические красители, лесохимическая продукция, резинотехническая и асбестовая продукция, реактивы химические и химические вещества высокочистые, а также нефтехимическая продукция. В главе технического регламента установлены: требования безопасности химической продукции, включающие обязательность классификации химических веществ и химической продукции, содержащей эти вещества, по свойствам опасности и регистрации химических веществ, входящих в состав химической продукции; разработку защитных мер с целью снижения риска причинения вреда и соответствие информации для приобретателей положениям технического регламента; требования безопасности химической продукции на стадии обращения, т.е. ее хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации, разработанные с учетом международных норм и правил. В главе 2 технического регламента регламентируется проведение оценки соответствия в формах классификации веществ, входящих в состав химической продукции, и химической продукции в целом по опасности, регистрации химических веществ в составе химической продукции, подтверждения соответствия химической продукции обязательным требованиям и государственного контроля (надзора). Как требования безопасности объектов регулирования, так и проведение оценки соответствия одинаково относятся к химической продукции, производимой в Российской Федерации и за рубежом. В главе 3 технического регламента предусматривается классификация химических веществ и химической продукции, содержащей эти вещества, находящейся на стадии обращения, по ее опасным свойствам, основанная на СГС. Следует отметить, что только на основе определения сопряженной с химической продукцией опасности возможна разработка адекватных мер защиты, а также обеспечение приобретателей необходимой информацией об опасности. В качестве критериев опасности установлены показатели, количественные характеристики воздействия которых с распределением по видам и классам опасности должны быть разработаны и согласованы в сроки, установленные в главе 10 «Переходные положения» технического регламента. В главе 4 технического регламента описаны нормы регистрации химических веществ в составе химической продукции. В главе 5 технического регламента представлены требования к формированию Перечня запрещенных к обороту и использованию химических веществ, а также выдачу разрешений на использование химических веществ и химической продукции, содержащей эти вещества, при необходимости – ввода ограничений при применении той или иной химической продукции. Следует отметить, что предусмотренные техническим регламентом правила и процедуры регистрации, формирования Перечня запрещенных к обороту и использованию химических веществ, разрешения и ограничения использования химической продукции максимально гармонизированы с принятой Европейским Сообществом системой REACH. Проведение необходимых экспертиз, оценка рисков, социально-экономических обоснований, рассмотрение альтернатив опасным веществам и оценка последствий таких альтернатив будут проводиться с привлечением экспертов из числа ведущих специалистов в области безопасности химической продукции по представлению федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся: - охрана здоровья и безопасности труда человека, - предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, - охрана окружающей среды, - контроль за оборотом наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров, - управление химической промышленностью, - техническое регулирование. Для веществ, предназначенных исключительно для научных разработок (в том числе связанных с разработками новой химической продукции и технологий) предусмотрен особый порядок регистрации. Регистрация химических веществ, помимо учета обращающихся на рынке опасных веществ и материалов, ставит своей целью также государственное управление опасностью химической продукции, находящейся в обращении. Для достижения этой цели предусмотрен учет не только зарегистрированных веществ и их суммарных объемов, находящихся в обращении, но и производителей, импортеров и промышленных пользователей химической продукции, допущенной в обращение с ограничениями, а также контроль за соблюдением условий этих ограничений. |