Глава 6 устанавливает права, обязанности и ответственность участников регистрации – заявителей, заявителей регистрации и промышленных пользователей химической продукции, а также федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области государственной регистрации химических веществ. В главе 7 технического регламента предусмотрены обе формы подтверждения соответствия – декларирование и сертификация соответствия продукции, предусмотренные Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ. Любая форма дорыночного контроля химической продукции с точки зрения ее безопасности означает, что государство берет на себя часть ответственности за выпуск в обращение химической продукции, представляющей ту или иную опасность. Международные нормы ориентированы на полноту ответственности производителя (поставщика) химической продукции за возможное причинение вреда, связанного с обращением этой продукции. Технический регламент устанавливает ответственность за нарушение требований технического регламента. Однако очевидна необходимость законодательной конкретизации ответственности производителя (поставщика) опасной химической продукции; кроме того, во всем мире не менее действенным является публичное общественное порицание недобросовестных производителей – через средства массовой информации, рекламу и т.д. Осознание производителем реальной необходимости соблюдения требований безопасности, установленных техническим регламентом, в сочетании с работающим на рынке государственным надзором делает возможным государствам отказаться от дорыночных форм регулирования. Эти задачи предстоит решить в нашей стране, и решить в кратчайшие сроки. В главе 8 технического регламента изложены основные положения и процедуры государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента в отношении химической продукции на стадии обращения. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ (ст. 33 часть 2) в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения. В настоящее время в Российской Федерации государственный контроль (надзор) осуществляется различными ведомствами, отвечающими за санитарно-эпидемиологическую, экологическую, пожарную безопасность и т.д. При этом приходится констатировать, что в стране нет контроля за продукцией на стадии обращения, а существует контроль за деятельностью организаций, производящих, хранящих, реализующих продукцию. Однако следует понимать, что необходимо принимать меры по обеспечению действенного государственного контроля – от создания законодательной базы до подготовки кадров органов государственного контроля, способных участвовать в решении задач государственного регулирования безопасности химической продукции, находящейся в обращении, на уровне, достигнутом цивилизованными странами. Отсутствие отвечающего современным требованиям государственного контроля вынуждает принимать меры дорыночного контроля – регистрацию химических веществ, входящих в состав химической продукции, и подтверждение соответствия химической продукции обязательным требованиям технического регламента. В большинстве стран осуществляется регистрация опасных и потенциально-опасных химических веществ, а государственное регулирование в отношении химической продукции заключается в государственном контроле на рынке, а также в запрещении либо ограничении использования отдельных химических веществ или химической продукции в целом. В нашей стране перечни запрещенных химических веществ разрабатывались для единичных видов химической продукции и включают единицы химических веществ, при этом основания для запрета во многих случаях уже устарели; ситуация с государственным контролем рассмотрена выше. Глава 9 технического регламента посвящена переходным положениям и определяет поэтапное внедрение классификации химических веществ и химической продукции, содержащей эти вещества, и последующей регистрации химических веществ в составе химической продукции. Технический регламент конкретизирует очередность регистрации химических веществ в составе химической продукции в зависимости от объемов их выпуска в обращение и от видов и степени их опасности. Принятие технического регламента предусматривает разработку перечня химической продукции, как объекта технического регулирования, порядка и процедур распределения химической продукции по однородным свойствам опасности с присвоением видов, классов и категорий опасности на основе критериев опасных свойств химических веществ с нанесением на химическую продукцию маркировки, формы, структуры, содержания и методических указаний по заполнению Паспорта безопасности и Отчета о химической безопасности, перечня химической продукции, требующей особых мер предосторожности при перевозке, а также программы проведения дополнительных испытаний в соответствии с требованиями к информации для производимой или импортируемой (в том числе, транзитом) химической продукции в зависимости от объемов производства и/или импорта, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Принятие технического регламента в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей химической продукции: - установит требования безопасного обращения на рынке химической продукции (в том числе импортного производства, а также продукции, провозимой транзитом через территорию Российской Федерации); - обеспечит защищенность приобретателей и рациональное сочетание интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства; - будет способствовать реализации задач государственной системы обеспечения основных видов безопасности потребностям и экономическим возможностям страны согласно Федеральному Закону «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ. www.minprom.gov.ru www.Newchemistry.ru |