Помимо помощи российским компаниям в соблюдении Регламента REACH, такое законодательство поможет России сохранить ее конкурентоспособность на мировом рынке. Действительно, REACH можно рассматривать в качестве возможности для России модернизировать свою промышленность, которая страдает от острой нехватки лабораторий и, следовательно, знаний о природных свойствах производимых и используемых химических веществ. В российской промышленности существует не так уж много полезных исследований о природных свойствах химических веществ. Можно заметить, что участие российских компаний в консорциумах, как правило, не подкреплено их сильными позициями на рынке, и поэтому предложения, которые могут быть сделаны другим членам консорциума, очень ограничены. Консорциум является интересным инструментом. Хотя Форум по обмену информацией о веществах (SIEF) находится в строгих рамках REACH и, следовательно, закрыт для российских компаний, они, тем не менее, могут быть членами консорциума. Консорциум в общем понимании – это всего лишь соглашение, которое регулирует сотрудничество между компаниями с целью достижения большей эффективности, проведения совместных исследований, распределения результатов таких исследований и связанных с этим расходов. Каким бы полезным он ни был, консорциум является правовым инструментом, который нуждается в пристальном внимании, во избежание превращения его в инструмент для осуществления незаконных проектов. Действительно, заключение соглашений со своими конкурентами – своими злейшими врагами – для создания общей стратегии по реализации регламента является не вполне обычным явлением. Появляется угроза использования этой структуры для "организации" европейского рынка, а если еще учесть, что всем известны случаи незаконных соглашений и нарушения антимонопольного законодательства в химической отрасли, то можно опасаться, что некоторые консорциумы станут источником такой угрозы. Российским компаниям следует знать, что конкурентное право ЕС распространяется на них так же, как и регламент REACH. Более того, критерий, используемый при применении конкурентного права, не принимает во внимание национальную принадлежность компании и находится в зависимости от ограничения конкуренции на европейском рынке. Следовательно, поводом для судебного разбирательства и последующего вынесения решения может послужить вступление российской компании (члены консорциума могут собираться, где они хотят, и даже российское право может регулировать соглашения о консорциумах) в сговор со своими европейскими партнерами с целью ограничения конкуренции. Российские компании часто пренебрегают данными правилами и чувствуют свою безнаказанность. В новую эпоху глобальной экономики и глобальных норм будет сложно продолжать в том же духе, полагая, что Россия – есть Россия, и поэтому ей не нужно выполнять требования мелочной буржуазной правовой культуры Запада или, более того, адаптироваться к ней. Ошибаются те, кто не воспринимает REACH всерьез, поскольку влияние этого Регламента на бизнес в России слишком велико. В самом деле, стоимость химических веществ, экспортируемых на рынок ЕС, составляет 6 млрд евро, а общая стоимость экспортируемых в ЕС товаров, так или иначе связанных с REACH, приближается к 50 млрд евро. Нефть и газ в чистом натуральном виде исключены из REACH, но малейшее их видоизменение налагает на компании обязательства по REACH. В Западной Европе бытует мнение, что необходимо очень терпимо относиться к России из-за ее природных ресурсов, в которых страны ЕС так нуждаются. Однако в то же время Россия находится в не меньшей зависимости от Евросоюза. Представляется, что без европейских денег рост российской экономики будет гораздо менее впечатляющим. Предварительная регистрация стала первой проверкой. Интересно будет наблюдать за выполнением российскими компаниями новых требований к информации, которые вступили в силу 28 октября 2008 года. Так, в указанную дату ЕХА опубликовала "список кандидатов", состоящий из 15 веществ, которые должны быть включены в Приложение XIV Регламента, т. е. в список веществ, для которых требуется разрешение. Эти вещества крайне токсичны, и цель Европы заключается в том, чтобы заменить их менее опасными химическими веществами. С 28 октября 2008 года, в случае если российская компания экспортирует на рынок ЕС товар, содержащий более 0,1% вещества, включенного в этот список, она обязана проинформировать об этом своих импортеров. Более того, любой гражданин Европы имеет право знать, содержит ли какой-либо товар такое вещество. Для этого ему лишь необходимо направить письмо (образцы писем можно без труда найти на Интернет-сайтах неправительственных организаций, например, "Гринпис") в компанию, наименование которой указано на упаковке, и эта компания обязана предоставить бесплатный ответ в течение 45 дней. Непредоставление ответа приведет к запрету такого товара на рынке ЕС, согласно принципу "Нет данных – нет рынка". Открытые дискуссии среди компаний не затронули и еще одну деликатную тему: как распределять расходы на реализацию REACH по всей цепи поставок? Проще говоря: "Кто будет платить за REACH?" Очень скоро вопрос регистрации затронет все умы и карманы, и то, каким образом регистрирующиеся лица будут распределять расходы на комиссионные и оплату исследований между другими, станет большим юридическим и коммерческим вопросом. Российские компании должны очень тщательно выстраивать свою стратегию в отношении этого вопроса, поскольку это может привести к серьезной трансформации рыночной структуры и цен. В заключение можно сказать, что регламент REACH может позволить России диверсифицировать свое экспортное предложение и структуру своей промышленности – на самом деле, чрезмерная зависимость от основных химических веществ и природных ресурсов может в долгосрочной перспективе сослужить плохую службу. Николя Гардер Об авторе: Николя Гардер – французский ученый (преподаватель в университете «Париж-Декарт» и в Высшем институте окружающей среды) и юрист, специализирующий на природоохранном и европейском законодательстве в международной юридической фирме Дентон Уайлд Сапт. Последние годы посвятил изучению регламента REACH и в настоящее время является специалистом в этой области. Неоднократно выступал на различных конференциях, организованных, в частности, французским профсоюзом химической промышленности, американской делегацией в ЕС и турецкой ассоциацией химической промышленности. В настоящее время консультирует ведущие промышленные компании Евросюза и других стран о введении регламента REACH. |