Компания “Du Pont” (США) выбрала для ПТТ другое, не менее эффективное направление – она разработала новый термопласт “Biomax ПТТ 1100”, который производится из кукурузного крахмала и подходит для литья под давлением [4]. К достоинствам нового материала можно отнести блеск, жесткость, стойкость к истиранию и хорошую окрашиваемость. Предел прочности и текучести у него также высоки, а свойства в целом близки к полибутилентерефталату (ПБТ) и ПЭТ. Типичной областью применения “Biomax ПТТ 1100” станет сектор упаковки. В отличие от широко распространенных пластмасс, где исходным сырьем является нефть, “Biomax” от “Du Pont” – это семейство пластмасс на основе возобновляемых видов сырья и специальных модификаторов. Глобальным внедрением на рынок этого термопластичного ПЭФ “Du Pont” подтверждает свои обязательства в развитии пластмасс для упаковки с минимальным содержанием возобновляемого природой сырья, равным 20%. Как известно проблемы упаковки пищевых продуктов, в частности производство бутылок из ПЭТ, очень тесно примыкают к вопросам развития ПЭФ волокон, поскольку для тех и других принципиально используется одно и тоже сырье – ПЭТ, синтезируемый обычно из терефталевой кислоты (ТФК) и моноэтиленгликоля (МЭГ), правда, для пищевого ПЭТ, помимо твердофазной поликонденсации, требуется дополнительно введение модификаторов, например, диэтиленгликоля (ДЭГ), изофталевой кислоты (ИФК) и др. Баланс потребления ПЭТ для волокон и бутылок в отдельных странах и регионах складывается по-разному: в среднем в мире, в т.ч. в Китае, Индии, США, Европе и др. 15-25% ПЭТ перерабатывается в упаковку, и 65-75 – в волокна, нити, спанбонд, пленки, листы и т.п. В России ситуация иная, далекая от общемировой (о чем мы неоднократно информировали читателей на страницах отечественных изданий): для волокон предназначено 3% перерабатываемого в стране ПЭТ, для бутылок – 96%, остальное (ок.1%) – пленки, листы и др. Поэтому там, где баланс ПЭТ складывается в пользу бутылок ради кратковременной и нестабильной конъюнктуры (к сожалению, речь, в первую очередь, идет о российском рынке) последствия мирового экономического кризиса окажутся значительно тяжелее и глубже, нежели для сферы преимущественного применения ПЭТ в производстве ПЭФ волокон и нитей, прочно занимающих лидирующие позиции среди всех видов химических и натуральных волокон. Последнее дополнительно доказывать не надо – это убедительно проиллюстрировано в начале настоящей статьи. Что касается бутылочного ПЭТ, у которого появились серьезные конкуренты среди пластмасс – ПП, полистирол (ПС), биоразлагаемый полимеры и др. – то положение с ним в настоящем и будущем выглядит крайне туманно и бесперспективно, о чем уже говорилось ранее [1,5,10]. Подтверждение тому – несколько свежих примеров [6], которые помогут понять нынешний «застой» в работе российских производителей пищевого ПЭТ в г.г. Солнечногорске, Твери, Благовещенске, а в перспективе и в г. Калининграде. Североамериканский рынок ПЭТ для бутылок приближается к насыщению. Его рост, оцениваемый в 2008г. в 1-3% в дальнейшем, возможно, увеличится в среднем до 3-4%. При загрузке мощностей на 90% прирост рынка ПЭТ в этом регионе сократится с 250 тыс.т в 2005г. до 175 тыс.т/г в 2008г. В сентябре текущего года в США цены упали на 170€ за 1 тонну. Первичный ПЭТ сталкивается с конкуренцией со стороны производства облегченных преформ (удельный расход ПЭТ при тех же объемах производства в 2008г. сократится на 4% по сравнению с 2007г.), а также – со стороны вторичного ПЭТ в секторе упаковки для продуктов питания и напитков. Отрицательное отношение потребителей к пластмассе (в отличие от стекла и алюминия) и сокращение потребления газированных сладких напитков также отрицательно сказывается на росте американского рынка ПЭТ. В Европе высокие производственные издержки и низкий спрос на пищевой ПЭТ создали трудности для его производителей, которые были вынуждены снизить загрузку мощностей и приготовиться к спаду в ближайшей перспективе. В сентябре цены упали на 80€/т, предложение на ПЭТ для бутылок превысило спрос, из-за чего многие европейские компании довели загрузку мощностей до 50-70%, а фирмы “Artemius” (филиал испанской “La Seda de Barselona”) вовсе прекратило выпуск этого полимера на своем заводе мощностью 160 тыс.т/г по причине плохого состояния рынка, которое будет продолжаться и впредь. Европейские продавцы ПЭТ видят серьезную опасность со стороны строящихся заводов ПЭТ на Ближнем Востоке, которые планируют поставлять свою продукцию в Европу. Так, компания “Octal” (Оман) собирается до конца 2008г. запустить новый завод мощностью 300 тыс.т, а к 2010 г. довести ее до 500 тыс.т. Европейским, в т.ч. и российским компаниям, из-за низкой рентабельности производства будет очень трудно конкурировать с Ближним Востоком. Суммарная мощность предприятий, выпускающих ПЭТ в Европе, нынче не превышает 3 млн.т в год. Европейские потребители, в т.ч. и в России, будут покупать дешевый импортный ПЭТ (в частности, из Ближнего Востока и Пакистана), тем самым резко ухудшая и без того безрадостную экономическую ситуацию на собственном внутреннем рынке. Кроме того, в Европе непрерывно увеличивается сбор отработанного ПЭТ (преимущественно в виде бутылок) и сейчас все большую долю рынка начинают занимать продукты, в первую очередь ПЭФ волокна для нетканых материалов, на 100% изготовленные из подвергнутого рециклингу ПЭТ. И это только усиливает беспокойство производителей первичного ПЭТ по поводу своего будущего. В 2007г. в Европе было собрано для утилизации ок. 40% всех бутылок из ПЭТ, поступивших в торговую сеть [7]. Это на 20% больше, чем год назад. Объем сбора отсортированных ПЭТ-бутылок составил 1,13 млн.т в год. Тоннаж утилизированных волокон из ПЭТ вырос, но его отношение к объему проданных волокон значительно снизилось – с 52 до 47%. Азиатский рынок ПЭТ, во главе которого стоит Китай, должен консолидироваться в 2009г. Китайские производители ПЭТ для бутылок столкнулся со снижением доходов из-за прогнозируемого спада экспортных продаж, вызванного снижением спроса и качества материала, появлением новых производственных мощностей за пределами страны и финансовым кризисом в США и Европе. Индия, занимающая второе место в регионе по производству ПЭТ, также страдает от сокращения экспорта, в частности в СШа, Латинскую Америку и Европу, где не без помощи других регионов ожидается усиление ценовой конкуренции. Таким образом, под прессом совокупности вышеперечисленных причин и фактов мировой рынок пищевого ПЭТ ждут вполне объяснимые потрясения и к этому надо быть готовым, особенно в России, где доля переработки ПЭТ в бутылки достигла безрассудных пропорций. Литература: 1.Э.М. Айзенштейн//Легпромбизнес. Директор. - №9(108), сентябрь 2008г., с.7-11. 2.Chemical Fibers Jnt. - №3, August 2008, s.136, 144, 155, 182. 3. Van-Made Fiber Year Book, Oktober 2008, s.39, 41, 40. 4.Pakko Groff, №5(59), 2008, с.34 5.Э.М. Айзенштейн// Каталог «ПЭТФ-2007» III Международная Конференция, - Москва, 19.02.07, с.135-150. 6.RCC.News//Нефтехимия// 21.10.2008, 10.11.2008, 27.08.2008 7.The Chem.J., №9, сентябрь 2008, Plast/Пласт, с.1, 12 8.Б.М. Фомин//Текстильная промышленность, №9, сентябрь 2008, с.4 9. Текстильная промышл., №10, октябрь 2008, с.8 10. Э.М. Айзенштейн//Легпромбизнес. Директор. - №10(109), октябрь 2008г., с. 10-16. Э.М. Айзенштейн Доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники. www.Newchemistry.ru |