Есть один запасной выход – принципиально по-новому подойти к ассортименту выпускаемых полимеров. Не секрет, что отечественное производство термопластов характеризуется выпуском так называемых базовых марок с небольшими их вариациями. При этом даже в секторе базовых крупнотоннажных термопластов в товарной структуре выпуска очень мало присутствуют прогрессивные сорта продукции, наиболее востребованные как на мировом, так и на российском рынке (например, линейный полиэтилен, полипропилен с широким молекулярно-массовым распределением). Разработка стратегии производства полимеров под углом марочного ассортимента – дело сложное. Совершенно очевидно, что основной тренд – это все более и более узкое сегментирование продукции по марочному ассортименту, переход в плоскость компаундов с определенным комплексом свойств. Движение в этом направлении требует развития малотоннажной химии, обеспечивающей полимерную отрасль широким перечнем всевозможных добавок. Но увы, отечественная малотоннажная химия находится отнюдь не в центре внимания, и спрос на технологические добавки и аддитивы удовлетворяется, главным образом, за счет импорта. Таким образом, разработка стратегия развития производства полимеров в ассортиментом разрезе фактически требует либо опираться на зарубежную химическую промышленность, либо заниматься развитием российской малотоннажной химии и тонкого органического синтеза. Второе, конечно, предпочтительнее, но этим вопросом мало кто занимается – не просматривается финансовый интерес. Впрочем, казалось бы, если существует хороший, устойчивый спрос на изделия из полимеров, то обсуждаемые выше проблемы могут иметь неплохие перспективы найти свое решение. Однако и здесь мы видим вовсе не столь уж однозначную картину. С одной стороны, спрос явно неплохой. Как показывают статистические данные, в течение довольно длительного периода наблюдается небольшой устойчивый рост выпуска изделий из пластмасс. Однако (и это очевидно практически всем), вследствие кризисных явлений и снижения платежеспособного спроса со стороны населения, нехватки оборотных средств у компаний и по целому ряду других причин, происходит сворачивание производства в автомобильной промышленности, сокращение строительства, переполнены склады предприятий кабельной промышленности – то есть происходит снижение спроса в тех отраслях, которые потребляли весьма заметный объем полимеров и изделий из них. Трудностей же с предложением полимерной продукции (да и самих полимеров) явно нет. Несмотря на неплохие результаты работы отечественных переработчиков пластмасс, конкуренты из Европы и Китая явно не дремлют и всегда готовы предложить на российский рынок свою продукцию. При этом наши соседи в Европе готовы предложить продукцию более высокого качества, а наши соседи в Китае – более дешевую. Как говорится, есть из чего выбирать. К 1990 году, то есть к тому времени, когда начались коренные преобразования в экономике нашей страны, Европа уже располагала мощностями по производству полимеров в десятки раз превышающие возможности российских предприятий. И примерно в это же время Китай начал активно наращивать собственные мощности. Начиная с 1990 года, когда производство базовых термопластов в Китае составляло 3 млн. тонн в год, выпуск полимеров в этой стране увеличился почти в 10 раз. Хорошо известно, что в настоящее время потенциал мирового экономического роста в значительной степени определяется экономикой Китая. Это справедливо и в отношении рынка полимеров. О существенном влиянии Китая на мировой рынок полимеров и изделий из них можно судить по объемам китайского импорта, который ежегодно составляет 7-8 млн. тонн полимерного сырья. Таким образом, Россия со своим «наследством» периода СССР, незначительно увеличившимся за прошедшие 20 лет, оказалась практически в тисках между двумя мощными и активными поставщиками полимеров и изделий из них – между Европой и Китаем. И если Европа уже давно довольствуется ростом производства в нефтехимическом секторе на уровне 0,5-1% в год, то Китай готов предпринимать довольно активные действия в связи с потерей рынков сбыта своей продукции в результате кризиса. Рассматривает ли хоть один из вариантов стратегий развития нашей, отечественной полимерной отрасли способы противодействия экспансии европейской и китайской продукции? Нет, не только не рассматривает, а ежегодно сдает все больше позиций зарубежным производителям. Особенно это заметно в сегменте ПВХ: если 10 лет назад мы производили почти в 2 раза больше ПВХ, чем могло быть реализовано на внутреннем рынке, то теперь объем импорта поливинилхлорида и композиций на его основе почти превышает объем отечественного производства. Всё это, конечно, оптимизма не добавляет и заставляет задуматься в первую очередь вот о чем. Большинство исследований рынка и разработанных на их основе стратегий базируются на довольно слабой аргументации, на стремлении вопреки здравому смыслу показать радужную картину 2015-го года, не учитывают, например, того простого факта, что даже от подписания контракта на поставку оборудования до его монтажа проходит немало времени – месяцы, а то и годы, в результате сроки событий, укладываемых в описание стратегий, оказываются далекими от реальности, оценка масштабов инвестиций, как правило, оказывается заниженной, а уж уровень профессионализма при выборе технических и технологических решений вообще иногда остается за рамками обсуждения. Степень нашей некритичности в вопросе развития российского производства полимеров просто удивляет. Отечественные нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы не всегда нуждаются в том объеме сырья, которым их может обеспечить нефтедобывающая отрасль. Даже если нефтедобывающие компании резко сократят экспорт нефти, и большая часть нефтяного потока будет направлена на российские заводы, наши предприятия не в состоянии будут ее переработать, а если и переработают, то выработанную химическую продукцию просто некуда будет девать в самом прямом смысле этого слова. Если рассмотреть структуру производства химического комплекса страны и сопоставить с данными, характеризующими объем потребления химической и нефтехимической продукции, то выяснится, что мы и сейчас перерабатываем нефти и производим из нее химической продукции значительно больше, чем необходимо для удовлетворения внутреннего спроса.
Лиля Гусева Журнал «Пластикс» №12 (82) 2009
|