Что и как мы проверяли? Пробы исследовались на соответствие классу 3 технического регламента «О требованиях к автомобильному бензину...» В паспортах качества всех бензинов фигурировал ГОСТ 51866-2002, который практически идентичен требованиям техрегламента на 95-й бензин и нормам «Евро 3» (см. табл. выше). Каждая проба исследовалась по 16 пунктам, которые определяют как безопасность топлива для двигателя, так и его экологичность. В числе параметров–октановое число (исследовательское), наличие антидетонаторов на основе марганца, свинца и железа, содержание разнообразных спиртов и эфиров, концентрация кислорода, ароматических и олефиновых углеводородов, а также серы. Чем опасно превышение по каждому параметру. В этот раз мы не ставили топливников в известность о предстоящем «набеге», иначе, по опыту прошлого теста, процедура отбора затягивается до безобразия. Отбор проб проходил в течение двух дней в присутствии семи свидетелей-добровольцев, которые оказали неоценимую помощь нашему мероприятию, за что мы (и вы, я думаю, тоже) выражаем им большое человеческое спасибо. Они смотрели, помогали, советовали – в общем были полноценными участниками проекта. Тесты были совершенно открытые и всех интересующихся мы приглашали в предыдущих материалах, в форумах, в моем блоге. Именно так мы и нашли наших добровольцев. По финансовым соображениям количество проб было ограничено десятью, и мы постарались не обойти вниманием все крупные бренды: ЛУКОЙЛ, «Оптан», «Челнефть», «Газпромнефть», «Башнефть», «Татнефть», «Сибнефть», а также взяли три пробы на заправках помельче: «Ликард», «Сфера», «Тоник». Все пробы были опечатаны в присутствии свидетелей и доставлены в аккредитованную лабораторию «Сертификационного центра автотракторной техники» (г. Челябинск, пр. Ленина, 2), где их проверили на профессиональном оборудовании. Массовая доля серы определялась на рентгенофлуоресцентном анализаторе, содержание ароматики, бензола, оксигенатов – на хроматографе, концентрация свинца и железа – на фотоэлектрическом калорифере. ОЧ по исследовательскому методу определялось на моторной установке в АНО «Центр испытаний нефтепродуктов», здесь же контролировалось содержание марганца. Арбитражные пробы (1 л) хранятся в лаборатории СЦЦ АТТ в течение трех месяцев со дня отбора. Что в итоге? На первый взгляд, результаты удручающие: 60% челябинского топлива не удовлетворяют требования регламента и ГОСТ 51866-2002. Самое популярное нарушение – высокая сера, встречается свинец, есть недоборы по октановому числу. Но знаете что? Все не так уж плохо. Ведь главный вопрос для нас с вами – безопасно ли топливо для двигателя? И в принципе ни одна из десяти проб не является убийственной. Конечно, содержание свинца в двух пробах – это не «гут», но значения в 5,2 и 5,6 мг/литр – сравнительно «детские». К примеру, по старому ГОСТу 2084-77 такой бензин считался бы неэтилированным с двукратным запасом. Для сравнения, по настоящему этилированный бензин допускал содержание свинца до 170 мг/литр, так что наши пробы относительно безобидны. Разумеется, продукты сгорания свинцовой присадки будут подтачивать здоровье нейтрализатора, но с одного раза его не убьют. Что касается серы, то хотя половина проб не уложилась в нормы «Евро 3», ситуацию также не назовешь критичной. Сера повышает коррозионную активность отработавших газов и снижает эффективность нейтрализатора, но обнаруженная нами максимальная концентрация в 348 мг/литр (при норме 150) еще далека от критической. К примеру, бензин АИ-92, который мы активно льем в наши иномарки, вполне законно может иметь серу в количестве 500 мг/литр, и этот порог не был превышен ни в одной из проб. По октановому числу максимальный недобор составил 3 единицы, то есть один раз нам продали 92-й бензин. И хотя это весьма обидно, но, как мы знаем, не особенно страшно для мотора – управляющая электроника скорректирует значения угла опережения зажигания и другие параметры, чтобы не допустить сильной детонации. А теперь о позитивном. Марганца и железа нет нигде, никто не перекормил бензин метил-трет-бутиловым эфиром (МТБЭ) или монометиланилином (ММА), в норме содержание бензола, нигде нет ядовитого метанола, все о’кей с количеством кислорода и отдельных видов оксигенатов. То есть в принципе мы имели дело с вполне нормальным 95-м бензином, а не с 76-м, напичканным тоннами присадок. Это видно хотя бы по содержанию ароматики и олефинов: такие значения не характерны для низкооктановых бензинов, доведенных до «тонуса» всякой дрянью. Можно выразиться и так: 8 из 10 проб удовлетворяют нормам «Евро 2». А это уже кое-что. Конечно, нам хотелось поймать кого-нибудь за руку и найти бензин с целым букетом антидетонаторов, но, увы и ура – настоящий 95-й встречается. Так что страшилки дилеров про бензины-убийцы кажутся нам слегка преувеличенными: по крайней мере, вблизи Челябинска заправляться 95-м можно без особой опаски. Краткие результаты исследования бензина АИ-95 на АЗС города Челябинска в феврале 2010 года Бренд | Юридическое название, номер | Адрес | Ориентиры | Результаты | ЛУКОЙЛ | «Лукойл-Уралнефтепродукт», АЗС №6 | Механическая 67/1 | Пересечение ул. Механической и Героев Танкограда | Соответствует классу 4 регламента | «Челнефть» | ИП Казыханова | Героев Танкограда, 20/1 | Пересечение ул. Героев Танкограда и пр. Победы | Повышенное содержание серы, в остальном – класс 3 | «Ликард» | ООО «БашТранзитОйл» | а/д Меридиан | Напротив городской свалки | Соответствует классу 3 регламента | «Сибнефть» | ООО «Топливная компания Меридиан», АЗС №6 | ул. Героев Танкограда, 15/1 | Пересечение ул. Героев Танкограда и пр. Победы | Повышенное содержание серы, в остальном – класс 3 | «Газпромнефть» | ООО «ГазПромНефть-Челябинск», АЗС №1 | Свердловский тракт, 126 | На пересечении Свердловского тракта и ул. Радонежской | Пониженное ОЧ, в остальном – класс 3 | «Оптан» | ООО «Оптан-Челябинск», АЗС №0008 | Чайковского, 84/1 | Пересечение пр. Победы и Чайковского | Повышенное содержание серы, следы свинца, в остальном – класс 3 | «Татнефть» | ООО «Татнефть», АЗС №121 «Центра» | Уфимский тракт, 3-й километр | В сторону выезда из города | Повышенное содержание серы, следы свинца, в остальном – класс 3 | «Башнефть» | ООО «Регион», АЗС №7712 | Уфимский тракт | В сторону выезда из города | Соответствует классу 4 регламента | «Сфера» | ИП Валерий Мякуш, АЗС №11 | 38-й километр объездной дороги | Между дорогой на Кременкуль и трассой М-5 | Соответствует классу 3 регламента | «Тоник» | ООО «Центр дорожного сервиса» | Конец пр. Победы | На выезде в сторону Кременкуля | Пониженное ОЧ, повышенное содержание серы, в остальном – класс 3 |
Полные результаты исследования бензина АИ-95 на АЗС города Челябинска в феврале 2010 года (красным выделены параметры, не дотягивающие до класса 3 регламента, зеленым – параметры, удовлетворяющие классу 4 регламента) Параметр | Название АЗС | ЛУКОЙЛ | «Челнефть» | «Ликард» | «Сибнефть» | «Газпромнефть» | Требования регламента, класс 3 (класс4) | ОЧ (И) | 95,7 | 95,0 | 95,7 | 95,0 | 94,3 | >95,0 | Массовая доля серы, мг/кг | 20 | 282 | 115 | 190 | 105 | <150 (50) | Концентрация свинца, мг/дм3 | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Концентрация железа, мг/дм3 | Отсут. | Отсут | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Концентрация марганца, мг/дм3 | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Объемная доля оксигенатов, % | Метанола | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Отсут. | Этанола | 0,1 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | 1,0 | <5,0 | Изопропилового спирта | 0,1 | 2,4 | 0,8 | 2,2 | 4,0 | <10,0 | Изобутилового спирта | 0,6 | 1,6 | 2,0 | 1,6 | 3,5 | <10,0 | Третбутилового спирта | 0,0 | 2,0 | 1,0 | 0,5 | 0,0 | <7,0 | Эфиров (С5 и выше) | 6,6 | 7,2 | 3,2 | 4,8 | 4,4 | <15,0 | Других оксигенатов | 0,1 | 5,0 | 1,2 | 2,0 | 2,0 | <10,0 | Объемная доля углеводородов, % | Олефиновых | 13,0 | 17,0 | 1,8 | 10,0 | 14,0 | <18,0 | Ароматических | 35,0 | 33,0 | 33,8 | 34,2 | 35,0 | <42,0 (35,0) | Массовая доля кислорода, % | 0,3 | 2,1 | 1,4 | 2,0 | 2,3 | <2,7 | Объемная доля бензола, % | 0,6 | 0,9 | 0,8 | 1,0 | 0,9 | <1,0 | Класс топлива* | Евро 4 | Евро 2 | Евро 3 | Евро 2 | Евро 2 | – |
|