Структура себестоимости биоэтанола в США (июль, 2010г.)
Таблица 8. Себестоимость биоэтанола в США. | Статьи затрат | Кукуруза$liter | 1. | Помещения,сооружения | 0.005 | 2. | Оборудование | 0.043 | 3. | Зарплата | 0.036 | 4. | Налоги, страховка | 0.007 | 5. | Сырье | 0.267 | 6. | Другие затраты | 0.145 | | Себестоимость | 0.505 | | Субпродукты | - 0.085 | | Субсидии | -0.102 | | Нетто себестоимость | 0.318 |
Анализ показателей себестоимости этанола, что приведенный в табл.9 предоставляет полную информацию относительно ценовой политики на этанол в мире. В Бразилии этанольная отрасль получив государственную политику, огромные финансовые ресурсы, а также учитывая конкурентоспособность - имеет все шансы на мировое доминирование. Главным показателем в структуре себестоимости этанола является сырье, в Бразилии сахарный тростник и составляет - 67.7% в себестоимости этанола, и вне конкуренции с кукурузой США, пшеницей и сахарной свеклой Германии. Конкурентоспособность бразильского этанола (€ / 100 л) по сравнению с этанолом США и Германии. Таблица 9
| Статьи затрат | КукурузаСША | ПшеницаГермания | Сахарная свекла Германия | Сахар.тростник Бразилия | 1. | Помещения,сооружения | 0.39 | 0.82 | 0.82 | 2.21 | 2. | Оборудование | 3.40 | 5.30 | 5.30 | 1.15 | 3. | Заработная плата | 2.83 | 1.40 | 1.40 | 0.52 | 4. | Налоги,страховка | 0.61 | 1.02 | 1.02 | 0.48 | 5. | Сырье | 20.93 | 27.75 | 35.10 | 9.80 | 6. | Другие затраты | 11.31 | 18.68 | 15.93 | 2.32 | | Себестоимость | 39.47 | 54.97 | 59.57 | 14.48 | | Субпродукты | -6.71 | -6.80 | -7.20 | | | Субсидии | -7.93 | | | | | Нетто себестоимость | 24.83 | 48.17 | 52.37 | 14.48 |
Приведенный экономический анализ, касающейся рынка бензина и биоэтанола в мире показывает: а) в США - цена литра бензина Regular на $ 0.15 дороже литра этанола, конечно это стимулирует нефтяные компании использовать этанол; б) в Германии - литр бензина Super 95 в среднем на $ 1.0 дороже литра этанола, производимого в Германии, или импортируется через Роттердам (Т2), что тоже является хорошим экономическим стимулом. Вывод: В ЕС проблема биотоплива вообще, и биоэтанола в частности, лежит в русле главной стратегии европейцев - сохранении экологии и борьбы с глобальным потеплением планеты, в значительной степени базируется на отказе от нефти и переходе на новые возобновляемые виды топлива. Для США, Бразилии и стран ЕС потребление биоэтанола есть экономически выгодным. В США правительственная поддержка (45 ¢ pg) - предоставляется производителям биоэтанола, в понимании Украины - это спиртозаводам. В странах ЕС - за счет дифференцированных акцизных налогов, в соответствии с качеством бензина и дизеля - нефтеперерабатывающим заводам Кроме этого - потребление топливного этанола позволяет уменьшать выбросы СО в атмосферу, а следовательно открывает возможности льгот, предусмотренных Киотским протоколом. 3. Украинские реалии бензина и биоэтанола. Производство биологических видов топлива (биоэтанол, ЕТВЕ, биодизель, и др.) является приоритетным направлением в мировой нефтепереработке. Украина, к сожалению, значительно отстает в этой области от стран ЕС и США. Основными причинами этого являются: а) несовершенство отечественной нормативно-правовой базы в сфере регулирования производства биотоплива, а также ее несоответствие европейским стандартам; б) отсутствие эффективных структур, которые бы развивали и координировали рынок биотоплива; в) лобби определенных финансово-промышленных групп; г) непрофессиональный подход к этой проблеме чиновников министерств и ведомств, а также коммерческих и финансовых структур не способных дать адекватную оценку этому виду бизнеса. Вот уже на протяжении десяти лет в Украине действуют государственные программы "Этанол", ряд других программ, законов Украины, по стимулированию развития рынка биотоплива, а реального производства биотоплива, в том числе биоэтанола в государстве нет. Спрашивается - почему? Вывод напрашивается сам собой: украинская власть не заинтересована в развитии указанного рынка. Ведь зачем принимать законы, когда они не работают. Зачем писать программы, которые никто не собирается выполнять. Власть на всех уровнях только говорит об энергетической безопасности страны. Пример таких государств как США, Бразилия, а также стран ЕС говорит о том, что биоэтанол занимает важное место в усилении энергетической безопасности этих стран. Попробуем разобраться в украинских этанольных проблемах. Авторами статьи в начале 2006 года были сделаны расчеты о том, что использование в Украине 5% биоэтанола и 15% ЕТВЕ (нормативно допустимые объемы), при годовом потреблении бензина в 5 млн. тонн, позволило бы сократить использование бензиновых компонентов нефтяного происхождения в среднем на 400 тыс. тонн. Использование 5% биодизеля позволило бы уменьшить использование дизельных компонентов на 300 тыс.тонн. Это в свою очередь позволило бы уменьшить использование российской нефти на - 1.7 млн. тонн в год, это при том, что годовая добыча нефти в Украине в 2005 году составил около 4 млн. тонн. По нашему мнению с принятием закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования производства бензинов моторных смесевых» № 3502-IV от 23.02.2006 года - Украина смогла бы впервые начать реальное производство бензинов моторных с содержанием этанола. Положительным моментом в механизме внедрения закона была квота в количестве 500000 тонн бензинов с биоэтанолом. Квота была нужна для реального контроля за уплатой уменьшенного до 30 евро за тонну акцизного налога, отработке всех технологических процессов на НПЗ. Очень важным моментом было то, что по примеру Польши (НПЗ Едличе) - предлагалось такой проект осуществить на базе НПЗ «Галичина» (Дрогобыч). Приведем конкретный пример Европы, относительно инвестиций в нефтеперерабатывающие заводы и использования биоэтанола в Европе. Цитируем наше выступление в Кабинете Министров Украины (слушания по вопросам эффективного использования энергоресурсов 8.02. 2006): «В старой Европе более 100 НПЗ. В среднем в каждый завод инвестировано - 250 млн. долларов, за последние три года (1997 – 2000). Из этой суммы: 15% - это реконструкция старых технологий, 60% - это новые технологии (алкилирования изомеризации и др.) и 20% - использование кислородсодержащих добавок. Кислородсодержащие добавки, которые добавляются в бензин, в первую очередь для повышения детонационной стойкости, способствуют также, что очень важно (!), уменьшению содержания ароматических углеводородов в бензине, уменьшая при этом выбросы СО в атмосферу. То есть, за счет спиртов и эфиров, которые можно производить в Украине, возможно решается ряд вопросов качества бензина. Для этого не нужны большие инвестиции, которые якобы, ищут владельцы НПЗ, чтобы вложить их в нефтепереработку». Однако после смены правительства в 2006 году все наши усилия были сведены на нет, а закон Украины № 3502-IV, который по мнению технологов и аналитиков, был наиболее оптимальным для развития украинского рынка биоэтанола, так и не заработал. Один из авторов лично в 2002 - 2003 годах изучал опыт работы НПЗ Европы, в том числе Польши, относительно использования биоэтанола. Нужно понять, что рынок нефтепродуктов - это рынок нефтяников, где работают их правила игры. Ошибкой же украинской власти (2002 - 2006 г.г.), было то, что она все время хотела навязать тему биоэтанола НПЗ, чтобы угодить группе людей из спиртовой отрасли. Потом такая же участь постигла хорошую идею производства БИО -100 (этанол -85%). Автора этой разработки после начала промышленного производства БИО-100, просто «вытолкнули с темы», а как известно без автора - разработке не жить. Закон Украины от 21.05.09 № 1391-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия производству и использованию биологических видов топлива» (действует с 1 января 2010), о котором было много разговоров, его принятия ожидало много предпринимателей - так и не создал условий для развития рынка биотоплива в Украине, кроме того определенные его позиции до сих пор не имеют механизмов действия.
|