Украинский рынок бензина за последние годы ощутимо изменился. Этот год должен стать последним для старого поколения бензина. А со следующего - 2011 года - Украина должна перейти на более качественный и экологически чистый класс бензина и дизельного топлива для автомобилей. Стандарт топлива Евро-4, который стал обязательным в Европе в 2005 году, выделяет вдвое меньше вредных выбросов, в частности монооксида углерода (СО), чем топливо стандарта Евро-2, который сейчас доминирует в Украине. Более того, с 2009 года страны ЕС уже перешли на следующую ступень - стандарт Евро-5 и готовятся к Евро-6. Однако похоже, что всеобщий переход с текущего стандарта Евро-2 на более новейшей Евро-4 - может быть отложено до 2013 года. Так как большая часть украинских НПЗ не успели подготовить свое производство до такого перехода и просят дополнительное время на модернизацию. Украинские нефтеперерабатывающие заводы в 2009 году произвели - 3.257 млн. тонн бензина. Потребление бензина в 2009 году составляло - 4.24 млн. тонн, из них: А-95 - 2.47 млн.т., А-92 - 1.37 млн.т. и А 7680 - 0.38 млн.т. Для производства высокооктановых бензинов А-95 и А-98 украинские производители в 2009 году использовали около 200000 тонн МТВЕ, из которых импорт из России составил около 75000 тонн. В денежном эквиваленте это около $ 75.0 млн. Попробуем, хотя бы теоретически, провести расчеты для Украины, по примеру США (замена МТВЕ на этанол в 2006 г.), согласно Закону S.2962. За основу возьмем расчет агентства ЕIА, которое посчитало, что для замены 10 баррелей MTBE нужно 9 баррелей биоэтанола. То есть, для замены 200 000 тонн МТВЕ, которое НПЗ Украины используют для производства высокооктановых бензинов, потребуется 183500 тонн биоэтанола. Повторяем, что это лишь теоретические расчеты, в действительности НПЗ Украины еще долго будут использовать МТВЕ, при производстве бензина. За счет государственной поддержки производителям биоэтанола (по примеру США), нужно достичь цены на украинский биоэтанол, который был бы экономически выгодным для производителей бензинов. Второго выхода из создавшейся ситуации, когда есть достаточно мощностей для производства биоэтанола, а товара нет, из за не конкурентной цены в государства просто нет. Если сделать хотя бы теоретическую замену импортируемого в 2009 году российского МТВЕ на украинский биоэтанол, тогда объем последнего составил бы – 67000 тонн. Объемы российского импорта МТВЕ в Украину приведены в таблице 10. Объемы импорта российского МТВЕ в Украину в тоннах: Таблица 10 Стана назначения | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Украина | 25797 | 58753 | 91000 | 65742 | 41864 | 60063 | 83086 |
Источник: www.newchemistry.ru Однако украинский рынок нефтепродуктов, как и рынок спирта - живет по своим правилам, которые не могут быть «публичными», по сколько тайна структуры себестоимости их производства - это тема закрыта для общественности. Это наверное одна из немногих существенных причин, порождающих своего рода «мнения», кто сколько зарабатывает на реализации бензина и спирта, или иных товаров в Украине. Мы неоднократно пробовали получить расчеты себестоимости бензина в НПЗ, или спирта в спиртозаводах - однако все усилия были марными, поэтому ниже приведены собственные расчеты структуры цены бензина и биоэтанола.
Примечание: структура себестоимости цены бензина в США - www.eia.doe.gov, в Германии - www.mwv.de или себестоимость этанола в Германии доступны для читателя «Erzeugung von Bioethanol für den Kraftstoffsektor bzw ...» Thüringer Ministerium für Landwirtschaft, Naturschutz und Umwelt и др. В таблицах 11 и 12 приведены цены на бензин А-95, а также структура цены литра бензина А-95 в Украине в Германии, при цене нефти соответственно: Rebco-$ 81.8/bbl, Brent - $ 83.7/bbl. Расчет цены бензина Super 95 (Германия) проведено согласно данным www.mwv.de. Стоимость литра бензина в мире (12 октября 2010): Таблица 11 А-95 (Украина) | А-95(Россия) | А-95 (Азербайджан) | А-95 (Белоруссия) | А-95 (Польша) | Regular (США) | Super 95 (Германия) | $0.97 | $0.83 | $0.75 | $1.08 | $1.60 | $0.74 | $ 1.94 |
Структура цены литра бензина в Украине и Германии (15.09. 2010 г.): Таблица 12
Украина Rebco - $81.8 bbl. | Германия Brent - $83.7 bbl. | Бензин А-95 | $0.95 | Super 95 | $1.79 | Себестоимость бензина | $0.55 | В т.ч. себестоимость бензина | $0.51 | Налоги (НДС+акциз) | $0.23 | Налог на нефть | $0.84 | Транспорт,хранение,экспл. затраты | $0.11 | НДС | $0.28 | Прибыль АЗС | $0.06 | Взнос обеспечения | $0.16 |
Как видно из табл.12, что цена литра бензина Super 95 в Германии примерно в два раза выше цены украинского бензина. Для сравнения в таблице 13 наводим калькуляцию бензина Е-10 (90% бензин +10% биоэтанол) в США и Бразилии. Почти при равной себестоимости бензина, налоги в Германии составляют - $ 1.12 за литр, что составляет -62.6% цены бензина, в Украине налоги составляют - $ 0.23 за литр, что равно - 24.2% цены. В Германии есть большая экономическая выгода от смешивания этанола с бензином, по сколько литр бензина Super 95 почти на $ 1.0 дороже биоэтанола. Кроме этого, в странах ЕС действуют дифференцированные ставки акциза по качеству нефтепродуктов. Известно, что присутствие кислорода, содержащегося в этаноле, или ЕТВЕ, способствует более полному сгоранию бензина в двигателе, а значит и уменьшает вредные выбросы в атмосферу.
|