СИБУР: борьба со злоупотреблениями В СИБУРе, который на своих шести заводах перерабатывает порядка 60% ПНГ в России, отмечают, что пока рынок газомоторного топлива в России, к сожалению, развит слабо. Хотя плюсы очевидны для всех: увеличение автопарка, использующего в качестве топлива СУГ, серьезно улучшит экологию мегаполисов и сократит текущие расходы муниципального и частного транспорта. "Недавно СИБУР построил новый ГПЗ с капиталовложениями до 15 млрд рублей. Пока же мы вынуждены строить на Балтике терминал по экспорту невостребованных в России объемов СУГ, параллельно стимулируя внутреннее потребление через строительство крупных нефтехимических производств и развитие рынка газомоторного топлива», — говорит представитель в СИБУРа Рашид Нуреев. Доля СИБУРа на российском рынке газомоторных топлив почти 30%. Продукция компании реализуется на более чем 1 тыс. частных АГЗС, где продается около 700 тыс. тонн СУГ — пятая часть всего производства СИБУРа. В конце июля глава трейдинговой «дочки» компании «Сибур-Газ-сервис» Михаил Паничкин объявил о начале франчайзинговой программы, которая позволит холдингу довести объем продаж до 900 тыс. тонн уже в ближайшие годы. «Хотя профильным бизнесом для нас является нефтехимия, мы рассматриваем франчайзинг как стимулирующую для роста рынка меру и эффективный метод контроля за качеством топлива, продаваемого под нашей маркой. СИБУР не исключает покупку небольших долей в ведущих заправочных сетях с тем, чтобы дать им возможность развиваться, строить новые современные станции», — поясняет решение компании Рашид Нуреев. За два года СИБУР может обзавестись порядка 150 франчайзинговых АГЗС. Оказывается, можно испортить качество не только бензина, примешав туда других веществ, но и газа. Существует лишь один ГОСТ на газомоторное топливо из СУГ под названием «пропан-бутан автомобильный» — это состав, в котором содержится 60% пропана и 40% бутана, а все остальное не соответствует качеству. Недобросовестные сети, рассказывают в СИБУРе, могут покупать чистый пропан, а дальше смешивать его с разного рода бутансодержащими отходами. «По нашей оценке, около половины того продукта, который называется «пропан-бутан автомобильный» и продается через АГЗС, не соответствует качеству», — говорит М.Паничкин. Причем, зачастую смешивание происходит прямо на железнодорожных путях, где стоят цистерны с пропаном. Были даже зафиксированы случаи, когда на АГЗС прямиком отправляли «сырец» для СУГ — получаемую из ПНГ широкую фракцию легких углеводородов, в которой есть много других примесей. Больше всего злоупотреблений наблюдается в Тюменской, Нижегородской, Саратовской областях и в Поволжье. «Это неудивительно, исходя из того, в какие рамки ставят операторов. Производителей СУГ немного, и они обеспечивают, в первую очередь, нефтехимию, население в негазифицированных районах и экспорт». Газомоторная отрасль снабжается по остаточному принципу,; искусственно созданный дефици-СУГ на внутреннем рынке позволяет поддерживать максимально высокие цены на топливо. Это с вынуждает владельцев АГЗС использовать некачественное топливо», — свидетельствует Н.Проволоцкий. «Франчайзинговая программе как раз призвана навести поряди с качеством топлива. Наш партнер: будет вынужден закупать только ГОСТированную продукцию, и мы будем иметь круглосуточную возможность оценки ее качества», -отмечают в СИБУРе, подчеркивая, что развитие рынка альтернативного топлива требует также поддержки государства. Так, стимулирующие меры мог ли бы увеличить потребление СУГ до 6-6,5 млн тонн в год, уверен М.Паничкин. Одной из таких мер может стать предоставление автомобилистам, использующим СУГ. налоговых льгот, считают в СИБУРе, либо субсидий для отечественного автопрома на производстве машин с моторами на газе. «Можно было бы выпускать автомобили с уже установленным газовым оборудованием на АВТО ВАЗе, других наших предприятиях Есть проект у Михаила Прохорова Перспективы рынка имеют под собой точный экономический расчет, поэтому рано или поздно он выстрелит, и хотелось бы, чтобы это произошло пораньше», —торопит рынок М.Паничкин. Автопром: «Ё» моё Последний женевский автосалон показал, что «гибридные» автомобили, которые могут передвигаться сразу на нескольких видах топлива, — это модное сегодня направление. Все крупнейшие автоконцерны (General Motors, Volkswagen, альянс Renault-Nissan, Daimler, Mitsubishi, Toyota и ряд китайских автопроизводителей) уже выпускают или заявляют об их скорейшем выпуске. В России же пока самыми популярными машинами остаются модели ВАЗ семейства «классика». Выпуском «гибридных» автомобилей в стране занимается лишь руппа ГАЗ»: совместно с итальянским производителем газобаллонного оборудования OMVL предприятие выпустило коммерчееский автомобиль «ГАЗель-БИЗНЕС» с двухтопливным газобензиновым двигателем. Стоит «гибрид» на 26 тыс. рублей дороже базовой модели, но экономит до 20% стоимости владения бензинового варианта, поясняют в компании. Кроме того, группа производит работающие на газе крупногабаритные автобусы. В июле в рамках выставки «Busworld Russia — 2010» Ликинский завод представил новое поколение газовых ЛИАЗ 5292 и 6213. «Сейчас мы выпускаем гибридные машины под заказ, но в будущем порядка трети всех коммерческих автомобилей группы будут комплектоваться с установкой газобаллонного оборудования», — рассказывает представитель ГАЗа Павел Ерасов. Лиха беда начало, считают в Инпромторге: «Наработки по газовым» версиям машин есть у ВA3 и УАЗ. Недавно в Калуге Volkswagen был презентован Passat, который может ездить на бензине и газе», — говорит директор департамента автопромышленности Минпромторга Алексей Рахманов. По его словам, развивать нужно производство техники с уже установленным газобаллонным 6орудованием. Во-первых, после переоборудования авто в процессе эксплуатации собственник лишается права на гарантийное обслуживание, так как он, по сути, вмешался и изменил конструкцию машины». А во-вторых, налоговикам станет легче регулировать выплаты. «Автовладелец может установить баллон и порехать 100 км, заплатив за топливо порядка 144 рублей, а в инспекции он скажет, что ездил на бензине и заплатил за аналогичный пробег уже 432 рубля. С налогового вычета он получит небольшую, но прибыль», — объясняет А.Рахманов. По мнению чиновника, возрождать рынок надо поступательно, занимаясь развитием этого направления сначала на региональном уровне. «Только после этого, когда будут какие-то конкретные позитивные результаты, можно будет думать о всероссийской сети», — заключает директор департамента. В качестве конкретики назывались и планы создания электрокара FIAT Ducato производства компаний SOLLERS и «Компомаш». Как пояснили в SOLLERS, это только первый этап грандиозного плана, и в 2011 году будет выпущен FIAT с газобензиновым двигателем. Но, пожалуй, самой громкой новостью для отечественного автопарома стало решение владельца группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова стать инвестором нового российского автосборочного проекта в Петербурге. В партнерстве с местным производителем грузовиков «Яровит» предприниматель планирует начать полномасштабный выпуск «гибридов» в 2012 году, и стоимость запуска оценивается в д150 млн. «Ё-мобиль» уже был показан широкой публике — в начале января его можно было лицезреть на Тверском бульваре в павильоне возле офиса ОНЭКСИМа. Авто заводится с кнопки мобильного телефона и может передвигаться на сжатом газе или бензине. При этом М.Прохоров подчеркивает, что машина сделана без господдержки. Как заявлял ранее владелец «Яровита» Андрей Бирюков, в будущем нас ждет газомоторный бум: «У этого топлива колоссальные перспективы — его запасы находятся в избытке, если не забывать и про сланцевый газ. В будущем потребности авторынка в газе в десятки раз перерастут тот объем, который сейчас экспортирует «Газпром» в Европу по трубам. И газ исключительно чистое топливо! Так что это единственный путь, чтобы мы не задыхались в мегаполисах и чтобы наши дети не болели онкологическими заболеваниями...» Журнал «Нефтегазовая вертикаль» |