Первыми услуги аутсорсинга стали оказывать научно-исследовательские лаборатории - "Низар", "Мезопласт" и другие выходцы из советской медико-фармацевтической среды. Впоследствии на рынке появились и новые лаборатории - "Твинс ТЭК", "Аквалан", "Астера" и др. Обладая научно-исследовательской базой, они в основном сосредоточились на услугах "под ключ" для российских компаний, желающих получить уникальный продукт. Например, для торгового дома "Мак Дак" компания "Низар" разработала на основе "серебряной" воды известную коллекцию средств по уходу "Серебряная роса". На контрактном производстве была разработана, например, и детская косметика "Принцесса" по заказу оптовой компании "Косметик Маркет". По словам контрактников, зачастую кроме разработки рецептуры и изготовления препарата российскому заказчику требуются и рыночные исследования. "Обычно российский заказчик мало, что знает о рынке. Он говорит: у меня есть чемодан денег, я хочу новую марку косметики и прибыль от нее в течение двух-трех лет. Мы выясняем, какая ниша на рынке сегодня наиболее динамично развивается: допустим, это ниша средств по уходу за волосами. Потом смотрим, куда идет рыночный тренд в этой нише - в «химию» или же в натуральную косметику. С учетом этих условий наши специалисты начинают разрабатывать рецептуру. По ней создаются коллекции взаимодополняющих препаратов. А клиенту остается лишь заботиться о том, под какой торговой маркой коллекция пойдет на рынок, и о ее продвижении", - описывает процесс производства "под ключ" Роман Солонников, руководитель отдела маркетинга научно-производственного объединения "Сумма технологий". По его словам, наиболее сложный этап в нем - разработка рецептуры. Российские заказчики всегда требуют инновацию, которую можно было бы превратить в уникальное предложение на рынке. Однако создание настоящей инновации - принципиально новой формулы - требует фундаментальных научных разработок, а значит, колоссальных средств, которыми сегодня располагают лишь западные бренды класса "премиум" вроде Estee Lauder или Christian Dior. Поэтому российские лаборатории могут лишь создавать инновации в комбинации уже известных компонентов (витаминов и активных веществ). Однако очевидно, что даже такая работа требует специалистов, которые свободно ориентируются в медицине и косметологии, и довольно приличных технологий производства. Все это, безусловно, есть далеко не у каждой лаборатории. Но сегодня конъюнктура российского косметического рынка такова, что почти снимает риски, связанные с "непопаданием" нового продукта в рынок. "Сегодня рынок косметики, особенно в регионах, откуда мы в основном получаем заказы, находится на подъеме. И почти любой новый крем или шампунь сегодня можно продать в течение полугода. Чтобы получить неликвид, лаборатория должна произвести совсем уж плохой продукт в немыслимых объемах", - говорит г-н Солонников. В последнее время услуги контрактного производства стали предлагать и владельцы брендов - например, компании "Роколор" (владеет одноименным брендом), "Арнест" (владеет брендами "Прелесть", "Симфония"), "Свобода" (владеет одноименными брендом). Это беспрецедентный случай в мировой практике, поскольку в мире брендовые компании, наоборот, стремятся избавиться от производственных мощностей. Почему же компании, имеющие сильные торговые марки, стали заниматься контрактным производством? Прежде всего аутсорсинг стал для них реальной возможностью снизить риски основного бизнеса. "Хотя контрактное производство куда менее рентабельно, чем управление собственными брендами, мы планируем отвести под него более пятидесяти процентов своих мощностей, - говорит Андрей Мамыкин, вице-президент компании «Роколор». - Контрактное производство - стабильный бизнес, и с его помощью можно застраховаться от сезонности и других рисков, связанных с управлением брендами". Кроме того, у большинства российских производителей сегодня появились избыточные мощности: будучи не в силах выдерживать конкуренцию с импортом, некоторые были вынуждены сокращать производство своих марок. "Держать крупное производство брендовой продукции - скажем, емкостью десять тысяч единиц косметики в месяц - нерентабельно. Придется или сделать косметику сверхдорогой - но тогда вы теряете конкурентоспособность, - или начать контрактное производство", - говорит г-н Солонников. Помимо всего прочего, у контрактного бизнеса в России сегодня относительно хорошие бизнес-показатели: рентабельность составляет не менее 15%. Контрактное производство стало для отечественных владельцев брендов подспорьем и в другом важном вопросе - в повышении качества своей продукции. Аутсорсинг производства косметики со стороны иностранных клиентов предполагает повышение культуры производства до международных норм: внедрение современных технологий производства и логистики, жесткое соблюдение стандартов в использовании сырья и комплектующих. Сложнее всего нашим компаниям выдерживать технологические стандарты. Большинство из них работает на линиях, установленных двадцать-тридцать лет назад. "Технический аудит мы поначалу пройти не смогли, хотя всегда считались одной из наиболее развитых косметических компаний в России, - говорит г-жа Сагал из «Арнеста». - Когда представители компании Schwarzkopf впервые побывали на нашем предприятии, они написали нам огромный протокол замечаний. Нам понадобилось двадцать пять миллионов долларов и целый год времени, чтобы удовлетворить их требования. Когда Schwarzkopf заказал нам производство дезодоранта Fa, нам пришлось ни много, ни мало построить под него отдельный производственный блок, а не использовать имеющиеся линии, как это часто делают российские производители. Сегодня мы привыкли к тому, что каждый новый продукт требует нового оснащения". Довольно непросто контрактникам выполнять и нормы, касающиеся сырья и комплектующих, несмотря на то, что последние полностью импортируются. "Сегодня даже в крупных дилерских конторах нет специалистов, которые разбирались бы в качестве сырья, особенностях его продажи. Они также не очень сильны в сервисе и логистике", - говорит г-н Солонников. Контрактное производство волей-неволей заставляет отечественные косметические компании освоить более высокий уровень работы. По их мнению, сотрудничество с западными компаниями заставило их "подтянуть" технологии производства и тем самым повысить качество собственных торговых марок. www.expert.ru |