Результатом модернизации домов с применением энергосберегающих технологий в ЕС стало сокращение расхода энергии приблизительно: с 250 (здания 70-х годов) до 15-30 кВт/ч на 1 квадратный метр в год (что соответствует 3 литрам топлива, используемого для обогрева здания, или приблизительно 3 кубометрам газа) и сокращение эмиссии углекислого газа на 80%. В России годовой расход тепловой энергии на индивидуальный жилой дом 140 кв.м. составляет 350 кВт/ч на 1 квадратный метр. (Хотя в России в настоящее время также имеются прототипы экспериментальных энергосберегающих домов, где используются многие современные энергосберегающие технологии – например, в Уфе. Казани и др. городах). Во многих странах ЕС и семи странах Энергетической Хартии стартовала программа минимальных стандартов и маркировки, охватившая основные виды бытовых приборов, лампочки и автомобили. Программы стандартов и маркировки не только помогают людям сделать правильный выбор, но и стимулируют производителей совершенствовать технологии, создавая всё более энергоэффективную продукцию, тем самым понижая конкуренцию со стороны производителей «дешёвой» техники: постепенно товары с наихудшими эксплуатационными характеристиками сами отсеиваются с рынка. К 2008 году среднее потребление энергии стиральными машинами и холодильниками сократилось соответственно на 40% и 60%, а товары низших классов энергоэффективности (E-G) практически исчезли из продажи. В Японии, например, большую роль сыграла программа Top Runner («Лидер гонки»), основанная на уникальной особенности японской экономики — высокой степени доверия между правительством и производителями бытовой техники и оборудования. Министерство экономики, торговли и промышленности (METI) регулярно выбирает наиболее экономичный электроприбор для 21 класса продукции и провозглашает его «стандартом» на срок от 3 до 12 лет. По данным McKinsey, за последние 10 лет объем энергопотребления бытовыми приборами сократился в Японии на 60–80%. (Политика энергосбережения позволила в этих странах также создать новые рынки и рабочие места). Использование нефтехимической продукции в строительстве и реконструкции автомобильных и железных дорог Современным и перспективным использованием продукции нефтехимии в дорожной отрасли является применение полимерно-битумных вяжущих веществ (ПБВ), на основе термоэластопластов (ТЭПы) и геосинтетических материалов. Для дорожных покрытий РФ содержание ТЭПов варьируется в пределах: 2,5-6 %, для кровель: 10-12 %. Полимерно-битумные вяжущие вещества (ПБВ) позволяют улучшить качество материалов для дорожного строительства: § повысить сопротивляемость к деформации, сопротивляемость к трещинообразованию, являющемся следствием усталости; § повысить сопротивляемость к трещинообразованию при низких температурах; § повысить устойчивость к старению для повышения сопротивляемости к окислительной деструкции; § улучшить крепление к каменным материалам. Использование таких технологий при ремонте и строительстве дорог позволяет в два-три раза увеличить срок службы дорожного покрытия и экономить бензин за счет более эффективного сцепления шин с дорогой, а также позволяет экономить до 40% природных материалов (грунт, щебенка) при строительстве дорог. Принимая во внимание, что в России менее 4% дорог строится с применением этой технологии, в то время как в странах Скандинавии этот показатель достигает 25%. Экономика РФ от плохого состояния дорог несет огромные потери – снижение пропускной способности дорог, увеличения объема дорожных «пробок», вызванных недостаточным качеством дорог и частыми ремонтными работами.
Использование нефтехимической продукции в транспорте Большинство деталей современных транспортных средств изготавливается из полимерных материалов - различных пластмасс и пластиков. Для авто- и авиапромышленности это обеспечивает существенное уменьшение веса машины, а, следовательно, сокращение расхода топлива и большую безопасность. По сравнению с выполненным из традиционных (железо и дерево) материалов, современный автомобиль весит в два-три раза меньше. Одним из примеров успешного решения данной проблемы может служить Ё-мобиль с кузовом из полипропиленового композита и базальтовых волокон. А само топливо (бензин, керосин, мазут, ДТ и др.) Евро качества, с различными функциональными присадками также направлено на экономию и снижение вредных выбросов. Производители шин разрабатывают и выпускают «зеленые» шины. За счет уменьшения сопротивления качению, «зеленые» шины помогают сэкономить до 5% топлива по сравнению с использованием обычных шин. Также они улучшают сцепление автомобиля с дорогой, делая поездку более безопасной.
Производство «энергоэффективной» продукции ГК ОАО «Газпром Нефтехим Салават» Сегодня ООО «Политар» (Дочерняя компания (ОАО «ГНХС»)) производит широкую линейку ТНП, упаковочных и геотекстильных материалов, различных видов пленочной продукции, которые находят сбыт на внутренних рынках.
Для жилищного и дорожного строительства ООО «Политар» представлен следующий ряд продукции: спектр упаковочных материалов – пленка из ПВД и ПНД общего назначения, светостабилизированная пленка, пленка для строительства и мульчирования, большой ассортимент пакетов и мешков и многое другое. В Туймазинском филиале ООО «Политар» налажено производство геокаркаса – объемной сотовой конструкции из полимерных лент, скрепленных между собой в шахматном порядке. В рабочем состоянии геокаркас образует модульную ячеистую конструкцию, ячейки заполняются грунтом, щебнем, гравием, бетоном. На сегодняшний момент объемы производства составляют около 100тыс. кВ. м / в год при загруженности производства на 80%. В ближайшей перспективе компании «Политар» планируется наладить производство методом непрерывной шнековой экструзии труб из полиэтилена низкого давления, предназначенных для транспортировки воды для питьевого и хозяйственного назначения, для транспортировки газообразных веществ и других жидкостей и рассчитанных на работу в интервале номинальных давлений от 4 до 16 кг/см2, а также технических труб из ПНД, применяемых для защиты проводов от механических повреждений и безнапорных трубопроводов, канализации. Экстраполируя международный опыт в области энергоэффективности можно сделать вывод, что потенциал энергосбережения в России и странах СНГ очень высок: аналитики Энергетической Хартии оценивают выгоду от внедрения подобных программ на территории России и странах СНГ примерно в 50 тВт•ч, или 5 млрд долларов в год! Зиннуров Рустем Раисович Материалы «круглого стола» Министерства Энергетики Российской Федерации по вкладу нефтехимической отрасли в повышение энергоэффективности российской экономики. |