- Сергей, что, по вашему мнению, мешает внедрению современных методов борьбы с зимней скользкостью? - Основная проблема, тормозящая внедрение современных методов борьбы с зимней скользкостью в стране, – отсутствие единого научно обоснованного регламента зимнего содержания дорожного хозяйства и, в частности, требований к показателям качества ПГМ. Методические отраслевые материалы Минтранса в области борьбы с зимней скользкостью носят рекомендательный характер и в большей степени относятся к зимнему содержанию автомобильных дорог, расположенных вне населенных пунктов, но не отвечают самым современным технологиям в этой области. Тем более они неприменимы для содержания городских дорог. Например, в методиках, разработанных в Росдорнии, не учитываются такие факторы, как климатические особенности местности, интенсивность движения, экологические последствия применения ПГМ, их влияние на коррозию автомобилей и дорожную инфраструктуру и комплексное воздействие в целом на окружающую среду. Государство упорно отказывается рассматривать комплексную модель зимнего содержания дорог - Какие ПГР сегодня в основном применяются в стране? - На российских трассах, как и практически в большинстве российских городов, до сих пор основным средством борьбы с зимней скользкостью остается обработка дорожного покрытия песко-соляной смесью. Единственным регионом, в котором были разработаны и применены обоснованные методики борьбы с зимней скользкостью с помощью современных ПГМ и выработаны требования к ним, стала Москва. Правда, эти требования носят временный характер, изменяясь от сезона к сезону. Назрела необходимость принятия научно-обоснованных требований к ПГМ долговременного характера, и методик их контроля. К зарубежному опыту следует относиться очень внимательно. Так, повсеместное применение для основных российских трасс мелкого гравия невозможно. В ряде Европейских стран, в том числе в Скандинавии, этот материал допустимо использовать вследствие низкой интенсивности движения. В условиях интенсивного движения частицы гравия вызывают повреждения автомобилей. Кроме того, колеса движущегося транспорта быстро выносят гравий и песок за пределы дорожного полотна. Основной применяемый в Европе метод борьбы с зимней скользкостью на автомагистралях с помощь увлажненной чистыми хлоридами соли в России пока не используется хотя бы вследствие отсутствия необходимой инфраструктуры, в том числе парка специальной техники, хотя проводятся отдельные эксперименты по обработке дорог комбинированными способами с применением твердых и жидких ПГМ, в частности, с использованием природных рассолов. В то же время отсутствие научно обоснованного регламента зимнего содержания дорожного хозяйства не побуждает дорожные службы закупать необходимую технику и переходить на современные технологии. Применение в качестве основного и единственного показателя стоимости противогололедного реагента противоречит данным многочисленных исследований, которые показывают повышение экономической эффективности обслуживания дорог при переходе на современные противогололедные технологии с применением химически чистых реагентов. Например, в 80-х годах, когда в Москве на дороги высыпалось 500 тыс. тонн песка и 60-70 тыс. тонн соли в год, ущерб от аварийности был примерно в три раза выше, чем после перехода на современный регламент. Перейти на современные ПГР Москве помогли ее значительные финансовые ресурсы, так как такой переход требует создания специальной инфраструктуры, закупки специальной техники, внедрения современных методов управления дорожными сервисными службами.
|