Состояние российского рынка автомобильных шин практически полностью определяется состоянием парка автотранспортных средств и господствующими на автомобильном рынке тенденциями. Ключевыми, долгосрочными тенденциями в сфере автотранспорта для Российской Федерации являются следующие: • интенсивное развитие дорожной инфраструктуры; • рост автоперевозок грузов и пассажиров; • увеличение парка автотранспортных средств. Перечисленные тенденции создают очевидные предпосылки для роста емкости рынка автомобильных шин, по крайней мере, в ближайшей (3-5 лет) перспективе. Однако, рынок автотранспортных средств обладает высокой степенью неоднородности. Так, при единстве общих долгосрочных тенденций, состояние отдельных сегментов автопарка определяется различными факторами. В зависимости от целевого назначения и конструкционных особенностей, в структуре автомобильного парка можно выделить следующие укрупненные группы: • легковой транспорт; • легкогрузовой транспорт; • грузовой транспорт; • сельскохозяйственная техника; • индустриальный транспорт. Каждый из перечисленных сегментов представляет отдельную рыночную нишу, со своими ключевыми игроками и целевыми потребителями. Конструкционные особенности и различия в условиях и интенсивности использования перечисленных групп техники предопределяют наличие существенных различий в конструкционных особенностях шин для каждого сегмента. Тем самым, рынок автомобильных шин имеет те же рыночные сегменты, что и определяющий его рынок автомобильной техники. По состоянию на 2007 год, на российском рынке автошин сложилась следующая структура (на основе данных в натуральном выражении): - превалирует легковой сегмент, доля которого в штучном выражении составила 72% (шины для грузовых и легкогрузовых автомобилей совокупно занимают 24%; шины для сельскохозяйственной и индустриальной техники - 4% и 1% соответственно). В первом полугодии текущего года картина на рынке принципиально не менялась. Объем реализации отдельных групп шин составил следующие величины: Тип шин | Реализовано, млн. шт. | Прирост, % | I п/г 2007 | II п/г 2008 | Легковые | 17.3 | 20.0 | 15 | Легкогрузовые | 2.3 | 2.4 | 3 | Грузовые | 3.2 | 3.7 | 16 | С/Х | 0.4 | 0.6 | 30 | Индустриальные | 0.1 | 0.2 | 27 |
Легковые шины Тенденции и динамика российского рынка шин в первом полугодии 2008 года зависели, в основном, от изменений, происходящих со структурой автопарка России. При этом сама динамика российского легкового автопарка в рассматриваемый период не изменилась: темпы роста емкости российского автомобильного рынка остаются высокими; одновременно, все большую долю в структуре рынка занимает импортная продукция. По озвученным авторитетным аналитическим агентством Автостат данным Комитета Автопроизводителей АЕБ, за первые шесть месяцев 2008 года на российском было продано свыше 1 миллиона 50 тысяч легковых автомобилей иностранных марок, что почти на 340 тысяч единиц или на 47 % больше, чем в аналогичный период прошлого года. Объем производства легковых автомобилей в Российской Федерации за январь-июнь 2008 года составил 974 тысячи штук, увеличившись, по сравнению с первым полугодием 2007 года на 36%. Производство автомобилей в РФ по данным Росстата: Тип ТС | Период | Прирост, % | I п/г 2007 | II п/г 2008 | Грузовые а/м | 146,010 | 180,423 | 23.57 | Легковые а/м | 714,945 | 973,880 | 36.22 |
Причем, по экспертным оценкам, основной сегмент российского авторынка – рынок легковых автомобилей в целом в 2008 году увеличится на 30% - до 3.2 миллионов автомобилей в год. В частности, в России, по прогнозам, будет реализовано 750 тысяч иномарок, что на 70% больше 2007 года. В тоже время объем реализации крупнейшего внутреннего производителя легковых автомобилей - АвтоВАЗа (без учета автокомплектов) останутся на уровне прошлого года – 645 тысяч. Таким образом, по итогам 2008 года доля «АвтоВАЗа» на российском рынке может упасть до уровня 20-22%. Тенденции, господствующие на рынке легковых автомобилей находят закономерное отражение в текущей динамике шинного рынка. |