Будете дожидаться ближайшей специализированной выставки? Скорее всего, вашим ответом будет поиск в Интернет. Только там можно найти самую оперативную информацию, сопровождаемую фото- и видео-иллюстрациями. Интернет удобен и сегодня легко доступен. Именно поэтому информационные услуги Интернет сегодня становятся все более разнообразными, а бизнес в сети растет, несмотря на кризис. Модное слово – «оптимизация» Призрак экономического кризиса, широкими шагами расхаживающий по просторам нашей необъятной родины, добрался и до рынка средств массовой информации. При этом на пессимистичные настроения среди предпринимателей и массового читателя наиболее чувствительно отреагировали печатные СМИ: доходы от рекламы и сбыт тиража у них заметно снизились. Новые обстоятельства вынудили руководителей медиа-компаний задуматься о будущем своего бизнеса и об оптимизации расходов. О значительном сокращении персонала объявил холдинг РБК, предлагающий информационные и рекламные услуги в прессе, Интернете и на телевидении (по разным данным, речь идет об увольнении от 5% до 10% сотрудников). Также сообщается о двукратном сокращении корреспондентской сети в «Российской газете». Негативные новости поступают с рынка телевизионных СМИ. В частности, телекомпания «Петербург-Пятый канал» сообщила о 15% сокращении штата («Коммерсант», Lenta.ru). Интернет – «островок стабильности» Успех интернет-изданий также в значительной мере зависит от состояния рынка. Однако пока развитие ситуации позволяет полагать, что именно веб-медиа станут тем островком стабильности, который позволит не только устоять в период кризиса, но и извлечь из него выгоду. По мнению большинства экспертов, доля Интернета как информационного источника и средства рекламной коммуникации в 2009 г. значительно увеличится. Осознавая этот факт, медиа-холдинги стремятся переориентировать свои ресурсы именно на развитие веб-сегмента. В последние два месяца наблюдается стремительной рост новых интернет-проектов в сфере бизнес-информации: запущены порталы Dailyonline.ru, BFM.ru, Drinktime.ru и др. Стремительное развитие Интернет-проектов является ответом на растущий спрос со стороны читательской аудитории: по данным ВЦИОМ, за последние три года популярность Интернета среди граждан России увеличилась вдвое. По стране в целом информацию из всемирной паутины черпают 20% граждан, в Москве и Санкт-Петербурге к числу ее пользователей относится 41% жителей (опрос ВЦИОМ от 20-21 сентября 2008 г.). При этом 62% пользователей Интернет обращались к нему в рабочих или учебных целях. В условиях кризиса немаловажным является факт, что на большинстве порталов информация предлагается бесплатно. Однако теперь на первое место выходит оперативность. Не случайно, по данным опроса PricewaterhouseCoopers, 41% лиц мужского пола и 29% женщин в мире готовы приобрести подписку на информацию, доступную только в Интернет (опрос проводился среди более 5 тыс. респондентов в Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Канаде, Китае, Нидерландах, России, США и Франции). И хотя большинство жителей планеты пока еще предпочитают бумажные носители информации, последние все больше утрачивают свою лидирующую роль. И если глянцевые журналы вряд ли страдают от конкуренции со стороны Интернет, т. к. для их читателей первостепенное значение имеет визуальный дизайн, то лидерами в бизнес-информации все больше становятся отраслевые веб-порталы, объединяющие профессиональную читательскую аудиторию. Рекламные бюджеты перераспределяются в пользу Интернет Складывающаяся в России ситуация с медиа-рынком отнюдь не уникальна. Об этом, в частности, свидетельствуют данные, представленные на конференции Digital Advertising, приуроченной к 22-ым Мюнхенским дням СМИ (Müncher Mediatage) в конце октября. По прогнозам Boston Consulting Group, в ближайшие годы доля интернет-рекламы, на которую сегодня приходится около 20% рынка, значительно увеличится, и к 2015 г. она станет забирать до половины рекламных бюджетов. Ведь ежегодный прирост этого сегмента составляет 19,5 % по миру в целом – самый высокий показатель для СМИ и индустрии развлечений. В самой Германии веб-реклама должна обогнать по объемам телевизионную уже к 2011 г., полагают в PricewaterhouseCoopers. Тенденция перехода рекламы в Интернет является объективной и наблюдалась на протяжении нескольких лет, финансовый кризис же придал этому процессу дополнительный импульс. Даже в США, где кризисные тенденции проявились раньше всего и с максимальной силой, уже сейчас обозначилась тенденция к устойчивому росту доходов от интернет-рекламы после периода рецессии и стагнации в первом и втором кварталах. По сообщению Interactive Advertising Bureau и PricewaterhouseCoopers, в третьем квартале 2008 г. американские компании, предлагающие услуги рекламы в Интернет, заработали 5,9 млрд долл., что на 11% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Суммарная прибыль от интернет-рекламы за 9 месяцев 2008 г. составила 17,3 млрд долл., что на 40% превышает показатель трех первых кварталов 2007 г. (15,2 млрд долл.).
|