У российских шинников количество никак не хочет перейти в качество Крупнейший российский производитель легковых шин холдинг Amtel-Vredestein оказался на грани банкротства еще до того, как до России докатился экономический кризис. Сейчас заводы Amtel-Vredestein встали, а выживание зависит от того, согласится ли его прямой конкурент, шинный холдинг ОАО "СИБУР-Русские шины", его поглотить. В условиях кризиса эта сделка выглядит сомнительной, тем более что компания "СИБУР-Русские шины" пока сама до конца не понимает, где взять деньги на выполнение инвестпрограммы стоимостью около $400 млн. Выставочный образец на продажу Проблемы у российских шинников начались задолго до того, как не только российский, но и мировой экономический кризис замаячил на горизонте. Если точнее, то в 2007 году сложности появились у шинного холдинга Amtel-Vredestein, который на то время контролировал три завода в России (в Москве, Воронеже и Кирове, однако московская площадка уже ликвидирована) и являлся крупнейшим российским производителем легковых покрышек. На долю Amtel-Vredestein приходилось до 40% выпуска легковых шин России, и холдинг позиционировал их качественную, но доступную альтернативу импортным Michelin, Nokian, Goodyear и прочему премиальному импорту. Вообще, прежде чем говорить о проблемах Amtel-Vredestein, нельзя не сказать, что до 2007 года этот холдинг считался едва ли не образцом для подражания в российской шинной отрасли. Это была единственная компания на российском шинном рынке, имевшая листинг на Лондонской фондовой бирже. Кроме того, у Amtel-Vredestein был завод за рубежом (в Голландии), а значит, и возможность импорта западных шинных технологий в Россию. У холдинга также были самые современные мощности по выпуску легковых шин в России, в первую очередь в Воронеже, которые даже конкуренты называли первоклассными. Наконец, в Amtel-Vredestein работал профессиональный менеджмент, который наполовину состоял из иностранцев. Словом, холдинг был олицетворением гениальной пиар-истории, которую обычно продают портфельным инвесторам. Однако с 2007 года событийный фон вокруг Amtel-Vredestein стал приобретать столь же негативную окраску, сколь позитивной она была ранее. Появилась информация, что основатель Amtel-Vredestein, предприниматель индийского происхождения Судхир Гупта, распродал свой пакет в компании и вышел из ее наблюдательного совета. Это сразу насторожило инвесторов, поскольку господину Гупте приписывали хорошее предпринимательское чутье. Крупнейшим акционером остался — и остается поныне — Альфа-банк (26% акций; остальные акции — в руках портфельных инвесторов). Сразу же стало известно о борьбе банка с гендиректором Amtel-Vredestein Алексеем Гуриным за влияние в холдинге. В результате конфликта господин Гурин был вынужден покинуть Amtel-Vredestein вместе со своей командой, и его должность занял выходец из структур Олега Дерипаски Петр Золотарев (он также привел с собой своих менеджеров). Перед тем как покинуть Amtel-Vredestein, господин Гурин попытался продать холдинг немецкому шинному концерну Continental, но переговоры провалились. Continental не решился покупать Amtel-Vredestein, долг которого на начало 2007 года составлял $650 млн (уже тогда на его обслуживание приходилось направлять практически всю операционную прибыль). Continental отказался от сделки несмотря на то, что у немецкого концерна не было своих мощностей по выпуску шин в России, а в 2007 году российский шинный рынок, как и рынок автомобилей, считался одним из самых перспективных в мире. А уже летом 2007 года, когда Петр Золотарев был официально утвержден в должности гендиректора Amtel-Vredestein, по его собственным словам, "скелеты посыпались буквально из всех шкафов". Достаточно сказать, что на конец 2007 года долг Amtel-Vredestein перед банками составлял $800 млн, притом что EBIDTA был не более $57 млн — любой аналитик, глядя на эти цифры, скажет, что Amtel-Vredestein уже тогда находился в предбанкротном состоянии. Долг образовался из-за того, что Amtel-Vredestein тратил деньги на обновление своих производств и развитие сбытовой сети, но проекты запоздали с окупаемостью. Каково финансовое состояние Amtel-Vredestein сейчас, неизвестно, потому что с конца 2007 года холдинг просто перестал публиковать финансовую отчетность. Более того, опубликованную отчетность за 2007 год отказались подписывать аудиторы, посчитав, видимо, даже эти цифры слишком оптимистичными. Впрочем, и так понятно, что Amtel-Vredestein, всего два года назад являвшийся крупнейшим производителем легковых шин в России, де-факто банкрот. Его заводы в 2008 году останавливались уже несколько раз, а осенью, когда ударил экономический кризис, встали окончательно и до Нового года точно не заработают. Сибирью не приросло Воспользоваться этой ситуацией попытался главный российский конкурент Amtel-Vredestein — холдинг "СИБУР-Русские шины" (СИБУР-РШ). Еще до того, как начался кризис, СИБУР-РШ предложил Amtel-Vredestein объединиться в единую компанию, пообещав заодно решить его долговые проблемы. Старый менеджмент Amtel-Vredestein во главе с Алексеем Гуриным даже не стал бы рассматривать такое предложение: слишком были велики его амбиции. Однако команда Петра Золотарева к лету 2008 года принципиально договорилась о фактической продаже холдинга конкуренту, а затем сделку одобрили и акционеры обеих компаний. Все выходило более чем прекрасно. Amtel-Vredestein и СИБУР-РШ как производители не столько конкурируют, сколько дополняют друг друга. Если первый силен в производстве легковых шин, то второй — коммерческих. Доля СИБУР-РШ в производстве авиашин достигает 60%, сельхозшин — 33, грузовых — 40% (легковых — не более 12%). И в результате слияния Amtel-Vredestein и СИБУР-РШ в России должна была появиться компания, которая не только была бы крупнейшим российским производителем с долей рынка 35-40% в зависимости от сегмента, но и, как утверждали в СИБУР-РШ, вошла бы в десятку мировых производителей. Объединенная компания котировалась бы на Лондонской бирже, ее продажи должны были составить $2 млрд, а объем выпуска — до 26 млн шин в год. Это вдвое больше, чем объем производства Нижнекамскшины, единственного независимого шинного завода в России. Но, главное, сделка позволяла избежать банкротства Amtel-Vredestein, а команде Петра Золотарева давала возможность сохранить лицо и не стать могильщиком холдинга. Но как раз в тот момент, когда была запущена процедура слияния Amtel-Vredestein и СИБУР-РШ, то есть осенью, экономический кризис набрал обороты. СИБУР-РШ поспешил отказаться от сделки, посчитав ее слишком рискованной. Отношения сторон, выглядевшие до этого как партнерские, сразу заметно охладели. Команда Петра Золотарева, которая официально признавала, что отказ от сделки с СИБУР-РШ означает банкротство Amtel-Vredestein, похоже, внутренне смирилась с неизбежным и опустила руки. Во всяком случае, после того как СИБУР-РШ отказался от слияния, никаких заметных действий для спасения Amtel-Vredestein руководство холдинга не предприняло. |