После распада СССР основные порты отгрузки остались за пределами России. Это порт Южный на Украине и порт Вентспилс в Латвии. Экспорт метанола в подавляющем объеме ведется через порт «Хамина» (Финляндия), а так же через порт «Южный». В этой связи, значение порта «Южный» для российских производителей и экспортеров представленной продукции довольно-таки велико. Очевидная недостаточность специализированных портов отгрузки несколько снижает эффективность экспорта метанола. В этих условиях есть необходимость вернуться к вопросам развития собственной специализированной транспортной сети. В настоящее время компания ОАО «Тольяттиазот» строит на Таманском полуострове (Темрюкский район Краснодарского края) морской терминал для перевалки жидкого аммиака, метанола, нефти и нефтепродуктов, но завершить это строительство пока никак не удается. К 2009 году предполагается построить терминал по перевалке метанола мощностью 450 тыс. тонн в год в Выборгском районе Ленинградской области. В то же время, в декабре 2006 года был открыт терминал в эстонском порту Силламяэ компании «Еврохим», рассчитанный на перевалку 700 тыс. тонн метанола, а также 300 тыс. тонн уксусной кислоты, моно- и диэтиленгликоля. В связи с этим следует ожидать, что экспорт на экспорт через эту страну увеличатся. Основными направлениями поставок через эстонский терминал будут североевропейский и американский рынки. Таким образом, направления экспорта в 2006-2008 году несколько изменились. Существенно возросла доля экспорта через Турцию, Польшу и Латвию. Снизилась доля экспорта через Финляндию, Венгрию. По словам специалистов компаний, метанол через данные транзитные страны (Финляндию, Турцию, Словакию, Эстонию, Венгрию, Польшу и Украину) попадает большей частью в Западную, Центральную Европу и Китай, меньше – в США и Японию. Подавляющая часть экспортных поставок метанола осуществляется либо на условиях DAF, либо FCA. Однако небольшие объемы поставок соответствуют условиям CPT (Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)) и DDU (Поставка без оплаты пошлины (...название места назначения)). Сводная структура условий поставок метанола по предприятиям представлена в таблице ниже. Условия экспортных поставок метанола предприятиями Предприятие | Условия поставки | | DAF | FCA | CPT | DDU | ОАО "Тольяттиазот" | - | 100,0% | - | - | ОАО "НАК "АЗОТ" | 69,5% | 30,5% | - | - | ОАО "Нивинномысский Азот" | 100,0% | - | - | - | ОАО "Акрон" | 100,0% | - | - | - | ОАО "Метафракс" | 97,7% | 2,3% | - | - | ОАО "Щекиноазот" | 76,1% | - | 23,9% | - | ОАО "Новочеркасский ЗСП" (НЗСП) | 88,5% | - | - | 11,5% | ООО "ГАЗПРОМТРАНС" и ООО "Томскнефтехим" (продукция томского ЗАО "Метанол") | - | 100,0% | - | - |
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка метанола можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок метанола в России». Автор: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование
|