С 1 июня 2008 года крупнейший татарстанский производитель автомобильного и дизельного топлива ОАО "ТАИФ-НК" маркирует каждую партию бензинов «Регуляр Евро-92» и «Премиум Евро-95» пометкой о том, что данное топливо получило сертификаты соответствия требованиям стандарта Евро-4. В сложившихся финансовых условиях взятая экологическая высота остается, пожалуй, главным козырем компании в продвижении товара. Опять татары поторопились! Справедливости ради стоит отметить: по неоднократным заявлениям компании выпуск топлива не ниже взятой планки качества производился гораздо раньше. Данный шаг выглядел логичным и своевременным в преддверии введения в России нового техрегламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам". В соответствии с документом, с 31 декабря 2008 года должен был быть прекращен выпуск автомобильного топлива стандарта Евро-2, с 2010 года - Евро-3, а с 2013 года - бензин и дизтопливо стандарта Евро-4. Срок "жизни" Евро-5 ограничен не был. С технической точки зрения "ТАИФ-НК" к этому нововведению был готов. Так, с прошлого сентября его НПЗ перевел на "четверку" и весь объем дизтоплива. Однако еще летом власти страны решили отложить вступление в силу нового техрегламента, поскольку парламентарии пришли к выводу: нефтеперерабатывающие мощности страны в большинстве своем к переходу на новые стандарты качества топлива пока не готовы. Это обстоятельство, а также грянувший в скором времени кризис, обостривший конкуренцию, позволили экспертам высказать мнение о поспешности Татарстана в переходе на технологически жесткое, без возможности маневра производство дорогого топлива стандарта Евро-4. Выпуск нового бензина назвали "преждевременным", предсказали ценовые проблемы при его реализации, а значит, и усложнение жизни компании, учитывая взятый в прошлом валютный синдицированный кредит. Цена вопроса Предсказания оказались верными. Так, первый квартал 2009 года компания завершила с чистым убытком и сниженной в 1,8 раза по сравнению с показателями аналогичного периода 2008 года выручкой. Между тем действия "ТАИФ-НК" на этом фоне были неожиданными: на 19 собственных заправках бензин продавался, по мнению других участников рынка, по демпинговым ценам. В результате чего росло недовольство конкурентов. Все это вылилось в то, что в марте Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов предложил компании повысить розничные цены на собственных заправках и снизить оптовые цены для республиканских АЗС до уровня уфимских НПЗ. Отсылка к башкирским заводам резонна. Во-первых, до строительства первого татарстанского НПЗ это был ближайший оптовый поставщик топлива. Во-вторых, их цены как раз определяют среднеарифметическую оптовую стоимость нефтепродуктов по ПФО. В-третьих, и это главное, внутриреспубликанской кооперации ради и поддержки отечественного производителя для татарстанским правительственным решением планировалось уже в текущем году увеличить долю моторного топлива производства "ТАИФ-НК", продаваемого на территории РТ. В прошлом году доля составляла 60%, и поднять ее решили сначала до 90-100%, но впоследствии скорректировали планы до обтекаемых "свыше 60%". Выглядело это как-то не по-товарищески… Вот и пришлось Рустаму Минниханову на публичном мероприятии поднять генерального директора "ТАИФ-НК" Александра Бабынина и дать ценные указания. Несложно догадаться, что руководство "ТАИФ" отнеслось к поручению главы Правительства без особого восторга. В частности, глава группы компаний Альберт Шигабутдинов в интервью журналу "Нефть и капитал" объяснил, что татарстанские "розничники" покупают у Башкортостана дешевый бензин, благо, Уфимский НПЗ более гибок в производстве. К несомненным достоинствам соседнего предприятия относится целый ряд длинных технологических цепочек. "Они (татарстанская розница) хотят покупать наши нефтепродукты, отвечающие самым высоким стандартам, по ценам уфимского процессингового топлива, соответствующего стандарту Евро-2 и даже ниже, и на этом зарабатывать. Такой возможности мы им предоставить не можем", - заявил Альберт Шигабутдинов.
|