Так, по итогам восьми месяцев экспортные отгрузки огнеупорных изделий из России по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году сократились примерно на 40%, до 83 тыс. тонн. На 33% снизили экспорт украинские производители огнеупоров, поставив зарубежным потребителям порядка 49 тыс. тонн изделий. Стоит отметить, что, хоть потребность в огнеупорах на внешних рынках и сократилась, но из-за экономического спада, повлекшего за собой скачкообразный рост курса доллара, наша продукция стала более привлекательной для зарубежных компаний в ценовом выражении. Однако исторически сложилось так, что основными потребителями отечественных огнеупоров являются страны СНГ. По итогам восьми месяцев текущего года география экспортных отгрузок не претерпела каких-либо изменений. Основными потребителями российских и украинских огнеупоров остались страны ближнего зарубежья. Возможно, что экспортные отгрузки и не подверглись бы столь сильному снижению, если бы украинские и российские производители более серьезно прорабатывали страны дальнего зарубежья. Другой вопрос, возможен ли этот экспорт, и будет ли он выгоден нашим производителям? По оценке М-К, экспорт шамотных изделий по большей части позиций нецелесообразен ввиду их низкой стоимости. Так, с учетом железнодорожного тарифа доставка огнеупоров данного вида в страны дальнего зарубежья будет сопоставима со стоимостью самих изделий. А тарифы на ж/д перевозки стабильно растут. Даже в хорошие времена экспорт шамотных изделий был не очень выгоден, но он осуществлялся за счет достаточно больших объемов, сейчас же прежнего спроса нет. Что касается магнезиальных изделий, то в Украине нет собственной сырьевой базы магнезиальных порошков. Сырье импортируется, что сразу отображается на себестоимости производства этой продукции. В то же время в России хоть и есть предприятие, оснащенное мощной сырьевой базой, но его продукция в странах дальнего зарубежья вступает в жесткую конкуренцию с китайскими, турецкими, словацкими огнеупорами. Поэтому основная доля отгрузок приходится на Украину и Казахстан. Потребность же в муллитовой продукции стабильно снижается, так как данный вид изделий предназначен в основном для ремонта мартеновских печей. Европейские страны уже давно провели замену энергоемкого мартеновского производства на электросталеплавильное или конвертерное. Динасовая продукция по большей части применяется в строительстве коксовых батарей. В целом, данный вид изделий конкурентоспособен на внешних рынках. Но пик строительства коксовых батарей прошел несколько лет назад, а сроки эксплуатации этих агрегатов составляют 20-30 лет. Но, тем не менее, многие производители огнеупоров видят перспективу в экспортных рынках. Мнением о роли экспортных поставок и взглядом на оценку конкурентоспособности отечественных огнеупоров с нами поделились представители ведущих компаний. Генеральный директор Группы Магнезит Сергей Одегов ситуацию с экспортными поставками комментирует так: «На сегодняшний день объем поставок продукции Группы Магнезит в страны дальнего зарубежья составляет менее 10%, причем доля этих поставок с производственных площадок в России — лишь 4%. Основным рынком сбыта огнеупорной продукции являются Россия и страны СНГ, где компания занимает 70% и 60% рынка магнезиальных огнеупоров, соответственно. |