После длительных исследований и внедрения биотоплива в производство стало четко понятно, что биотопливо не в состоянии в полной мере заменить нефть, однако факт уменьшения ее использования является безоговорочным. На мировом уровне существуют определенные противоречия между основными игроками на рынке моторных топлив - нефтеперерабатывающими компаниями и производителями биологических топлив, которые являются основными конкурентами за прибыль. Процесс поглощения начался в 2008 году с покупки компанией Valero Energy Co, одной из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний США (15 НПЗ), семи заводов этанола компании Vera Sun Energy за $ 477 млн. Операции с нефтью можно отнести к специфическому сектору мировой экономики, где основным фактором являются не столько рыночные рычаги, сколько политические решения на государственном или международном уровнях. Поэтому вопрос замены нефти на биотопливо, как показал опыт стран ЕС, Бразилии и США и др., является вполне политическим вопросом, решение которого зависит от государственной политики и объема преференций для данного сектора экономики. В Европе, как впрочем, и в других странах, нет преференций для биотоплива, а существует только мандат, причём его сила с 1 января 2011 года распространяется на всё пространство Сообщества. Такие мандаты существуют на Филиппинах, в Индии, Японии и др. На преференциях работают только США, да и то ожидается, что в ноябре текущуго года они будут существенно понижены, а в ноябре следующего года и вовсе прекратят существование. В мире существуют обязательные нормы по использованию биотоплива, за невыполнение которых правительство штрафует компании. Потребности мировой экономики в сырой нефти возрастут в 2010 году по сравнению с прошлым годом на 1,05 млн. баррелей в день и составят в среднем - 85,51 млн. баррелей (11.714 млн. тонн) в день, об этом сообщает в своем ежемесячном докладе ОПЕК. Мировое потребление нефти в 2009 году составляло 3903.0 млн. тонн. Увеличение потребления нефти, мировые экологические проблемы требуют увеличения производства биотоплива. Крупнейшим потребителем нефти в мире являются США, потребление в 2009 году составляло 18.771 млн. баррелей в день. Согласно информации «Energy Charter Secretariat (2007)» одно только Министерство обороны США в день потребляет 400 тысяч баррелей нефти. Примечание: потребление нефти в Польше - 450000 баррелей в день. Для этого, чтобы понять, почему в Украине не производится биоэтанол, нужно сделать экономический анализ условий производства и потребления этанола в США и Европы, а уже потом приведены расчеты сравнить с украинским бензином и биоэтанолом. 2. Биоэтанол и бензин в мире. Конкретным примером взвешенной государственной политики в отношении потребления биоэтанола в последние годы являются США. Энергетическая цель президента США - за 10 лет сократить потребление нефти на 4 млн барр. в день, то есть на объем, который сейчас импортируется с Ближнего Востока и Венесуэлы. Нефть занимает около 40% в топливно-энергетическом балансе США. За счет собственной добычи удовлетворяется около 38.6% суммарного потребления нефти. США с объемом более 40 млрд. литров (31.85 млн. тонн) является крупнейшим производителем биоэтанола в мире. Современный рынок биоэтанола США находится в состоянии неопределенности, основными факторами которой являются: 1) сомнительная политика в области биоэтанола (отказ от Е15, налога на импорт и субсидий на производство биоэтанола); 2) низкая экономическая привлекательность отрасли (нецелесообразности рефинансирования, перевод мощностей в смежные отрасли). Однако говорить об окончании американской эры биоэтанола пока рано, но и ожидать позитивных тенденций в ближайшей перспективе вряд ли придется. Администрация Президента США не только не настаивает на сохранении ввозных пошлин, но и противиться им. Настаивает оппозиционная партия, которая в Конгрессе зарегистрировала (законопроект), предусматривающий продление текущих субсидий на производство этанола сроком на 1 год с сокращением дотаций на 20% до 35 ¢pg, но его принятие на сессии, которая состоится 15 ноября текущего года, ставится под большие сомнения. Так в настоящее время, пошлина составляет - $ 0.54 за галлон ($ 0.14 литр), то есть, импортный этанол заплатив пошлину, может эффективно конкурировать на рынке США (см. табл.1). Согласно HS 2207 европейские таможенные пошлины на ввоз этанола составляют: 19.2 euro/hl на не денатурированный этанол и 10.2 euro/hl на денатурированный этанол (качество товара согласно EN 15376). Себестоимость бразильского обезвоженого этанола около $ 0,4 за литр, делает его использование экономически выгодным в Бразилии, ведь цена бензина там составляет - $ 1.7 за литр, при цене литра этанола - $ 0.71. Примечание: Бразильская этанольная отрасль очень отличается от этанольной индустрии США и Европы, и не только за счёт использования различного сырья. В Бразилии производится и продаётся потребителям 2 вида этанола – обезвоженный и гидратный (не обезвоженный) этанол. Обезвоженный этанол содержит приблизительно 0.5% воды в объёмном измерении и смешивается с бензинами для топливного использования. Гидратный этанол имеет 5% содержание воды. В 1984 году более 94% авто могли сжигать только обезвоженный этанол. В 2003 году на рынке Бразилии были представлены FFV средства, способные ездить на Е100, бензине и на любой из этих двух видов смемей. В последнем маркетинговом сезоне 66% этанола, произведенного в Бразилии, не обезвоживалось, что связано со спросом на рынке транспортных средств Бразилии. Мировые нефтяные компании при применении этанола преследуют свои интересы, по этому и государственная поддержка в его использовании просто необходима. Кстати, специалисты Exxon Mobil заявили, что целесообразным производство биотоплива может стать, только при цене нефти - 70 долларов за баррель (для стран ЕС - 80 долларов за баррель). Кстати, данные бразильских аналитиков, а также расчеты авторов совпадают - топливный этанол становится рентабельным тогда, когда стоимость нефти составляет выше - $ 30 за баррель (это соответствует только ценовой политике в Бразилии). Рост цен на нефть для этанольной отрасли является сдерживающим, а не стимулирующим фактором, дискуссия на эту тему среди аналитиков имеет противоречивый характер. Стоимость бензина и биоэтанола в странах мира приведены в таблице 1. Самый дешевый этанол в мире имеют США (благодаря государственным субсидиям), а самый дорогой - в Роттердаме, и, к сожалению, в Украине. Кроме этого в США еще и дешевый бензин, при том что мировая цена нефти везде одинакова и на 16 октября 2010 составляет: Лондон - $ 84.53 bbl, Нью - Йорк - $ 82.69 bbl. Стоимость литра биоэтанола и бензина в мире (12 октября 2010):
Таблица 1 Этанол (Т2) Роттердам | ЭтанолБразилия | ЭтанолСША | ЭтанолУкраина | Бензин Regular США | Бензин А-95 (Украина) | БензинSuper 95 10ppm (Германия) | $0,85 | $0,71 | $0,59 | $0,85 | $0,74 | $0,97 | $ 1,94 |
|