Есть и недостатки: относительная дороговизна переоборудования техники, недостаточно развитая инфраструктура и ограниченное производство автотранспорта, использующего в качестве топлива СУГ или КПГ. Так что темпы развития этого рынка не впечатляют. Пока оптимизм излучает морально поддерживаемый Минэнерго РФ «Газпром», стремясь за счет внутреннего рынка улучшить пошатнувшиеся в результате финансового кризиса внешние позиции. Только монополии и по силам вялотекущую ситуацию превратить в выгодную тенденцию. И поскольку такой интерес во времени только растет, включая попутно пролоббированный монополией равнодоходный принцип ценообразования, «Газпром» - кует железо не отходя от кассы». Местом приложения его масштабных усилий может стать Сочи '2014: транспорт столицы белой Олимпиады предлагается перевести на газ. До бума пока не дотягивает и запланированный на 2012 год массовый выпуск инновационного «Ё-мобиля» Михаила Прохорова: ведь как машину назовешь, так она и поедет... Машины на газе начали ездить по российским дорогам в 1930-е годы. Времена меняются, и в 2000-е такие авто — редкость или даже раритет. «Развитие рынка газомоторного топлива — это вопрос социальной ответственности, подобный газификации регионов. В советское время отрасль развивалась, потому что директивно регулировалась, — говорит президент Национальной газомоторной ассоциации (НГА) РФ Евгений Пронин. — И сейчас нам необходим такой властный рычаг. Почему, к примеру, владельца автопарка в 100 машин не обязать 50 из них перевести на газ? От этого произойдет сокращение затрат на топливо в бюджетной сфере». Но проблемы существуют не только с точки зрения регулирования и контроля, а по всей цепочке Нефтехимики предпочитают экспорт, владельцы заправок сетуют на монополизм производителя и отсутствие спроса, а автопром. в свою очередь, настороженно относится к столь шаткому рынку, хотя все потенциальные участники делают громкие заявления в пользу такого рынка. А по факту на газе ныне передвигается порядка 3% от всего российского автотранспорта. И это не столько выпущенные с конвейера готовые автомобили (коих в сумме не более 10%), сколько машины, прошедшие «ретрофит» когда на обычную машину устанавливается газобаллонное оборудование. Что касается основного вида газового топлива — пропана-бута на — то значительная часть его экспортируется, и на нем за рубежом успешно бегают всевозможные «гибридные» авто. «Производители и продавцы топлива говорят, что для развития отрасли нужны потребители. А автопрому не хватает инфраструктуры. Получается замкнутый круг — как проблема яйца и курицы», — констатирует директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. Есть, конечно, дорогие слуху каждого россиянина «прорывные» проекты, как-то перевод Олимпийского транспорта на голубое топливо под эгидой «Газпрома» или массовый выпуск «всеядного» автокара М.Прохорова. Но это только проекты, а пока Россия «уступает даже Пакистану. Ирану и Аргентине по уровню развития рынка газомоторного топлива. Потому что у нас еще не поняли, как это выгодно и перспективно», — объясняет владелец автохолдинга «Яровит» Андрей Бирюков. Плюсы и минусы У газа есть два основных преимущества — дешевизна и экологичность. Согласно отчетам «Газпрома», в 2009 году российские предприятия, использующие газ на собственном транспорте, сэкономили 3,8 млрд рублей и снизили выбросы вредных веществ в атмосферу на 120 тыс. тонн. Исходя из июньской презентации Минэнерго о расширении рынка ГМТ, подготовленной для парламентских слушаний, при использовании топлива из природного газа шум двигателя наименьший, мет выбросов твердых частиц (сажи) в атмосферу, наблюдается наименьший выхлоп СО и очень низкое содержание оксидов азота. Стоимость КПГ для автомобилей любых форм собственности в два-три раза меньше стоимости бензина, а также дизельного топлива и СУГ, поясняет Е.Пронин. Согласно Постановлению Правительства РФ «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом» для населения предельная отпускная цена на сжатый природный газ устанавливается «в размере не более 50% от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, включая НДС». По словам Е.Пронина, эквивалентный 1 литру дизельного топлива или бензина 1 м КПГ стоит в среднем 8 рублей. По данным Росстата, средняя потребительская цена на А-76 по России с 3 по 9 января составила 20,58 рубля за литр. Что касается СУГ, то в рамках балансовых заданий установленная ФСТ цена на него в 2010 году составила 6613 рублей за тонну, а с 1 января 2011 года — 7605 рублей. В плане коммерческой реализации СУГ, хотя и в ограниченных объемах, торгуются на московской (НП «МБНК») и санкт-петербургской («СПбМТСБ») биржах, в частности, со спецификацией ПБА (пропан-бутан автомобильный). Согласно архиву котировок на МБНК, в ноябре тонна ПБА стоила 14900 рублей («Сибур Химпром»), в августе — 13800 рублей (Новокуйбышевская БСГ), в июне — 14500 рублей (Ногинское ППЖТ), мае — 13300 рублей (ГНС «Ульяновск"). Как поясняет Е.Пронин, розничная цена СУГ «на пистолете» доходит до 14-17 рублей за литр, что в пересчете на килограммы составляет 18-22 рубля (литр бензина весит 0,75 кг и в начале января, по данным Росстата, стоил 23,36 рубля, т.е. стоимость 1 кг бензина — 31 рубль). |