"Мы не общаемся с прессой. Пойдут звонки от заказчиков, а у нас мощности и без этого загружены на пять лет вперед", - так отвечают почти во всех российских компаниях, занимающихся контрактным производством косметики. Сегодня едва ли не каждая третья отечественная косметическая компания изготавливает рецептуры и косметические субстанции для заказчиков. Контрактное производство - самый быстрорастущий сегмент российского парфюмерно-косметического рынка: его динамика составляет почти 80-90% в год. Аналитики считают, что в ближайшее время наша страна станет крупнейшим в Европе производителем косметики по аутсорсингу. Что же обеспечило столь мощный спрос на контрактное производство в России? Дабы разобраться в этом, надо понять, какое место занимает сегодня контрактное производство в мировой косметической индустрии. В 80-х годах прошлого столетия западные косметические рынки вошли в стадию насыщения. Чтобы выдержать жесткую конкуренцию, производители косметики были вынуждены как можно чаще выпускать новинки - до двух-трех десятков ежемесячно. Для этого им потребовалась мощнейшая научно-исследовательская база. Вскоре выяснилось, что удерживать в одних руках производственные мощности, лаборатории и маркетинговые отделы невозможно, поскольку в итоге не удается мобильно реагировать на конъюнктуру такого изменчивого рынка, как косметический. Поэтому компании решили сконцентрироваться лишь на управлении брендами. Генерация же новых идей и технологий, их дальнейшее воплощение в производстве стали уделом так называемых контрактных компаний. Сегодня в мире работают сотни контрактных производств, из них два-три десятка обслуживают бренды класса "премиум". Некоторые из компаний-контрактников просто осуществляют на своих мощностях необходимую "сборку" по рецептурам заказчика, другие же предлагают полный набор услуг "под ключ": разработку формул, создание косметических текстур, а также фасовку, упаковку и сертификацию продукта. Так что контрактное производство - основа современной косметической индустрии. Особенно бурно оно сегодня развивается в странах с дешевой рабочей силой - в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. Два-три года назад контрактное производство начало развиваться и в России. Спрос на него в нашей стране во многом сформировали иностранные косметические компании, и сегодня их доля в объеме заказов доходит до 60%. Это транснациональные концерны Schwarzkopf, Unilever, Procter & Gamble, а также менее известные игроки из Польши, Испании, Болгарии и других стран. Размещение заказов на контрактном производстве - обязательная часть бизнес-стратегии иностранных компаний, поскольку они традиционно работают в нижнем и среднем ценовых сегментах косметического рынка. Аутсорсинг же позволяет сократить издержки не менее чем на 25-30%. "Иностранным компаниям, особенно транснациональным, нужно переиграть по цене российских производителей, чья продукция находится в том же ценовом диапазоне, - говорит Елена Сагал, вице-президент компании «Арнест», - и каждый сезон они выпускают продукт с наименьшей стоимостью". В последнее время спрос на контрактное производство активно формируют и российские косметические компании, которые тоже озабочены снижением издержек. Среди них есть лидеры косметического рынка: концерн "Калина", компания "Невская косметика", а также оптовые компании, например "Мак Дак" и "Косметик Маркет". Однако большая часть российских заказчиков - примерно 80% - небольшие региональные косметические компании. По мере того как транснационалы занимают массовый косметический рынок, нашим остается, по сути, единственный путь развития - нишевой. В последние год-два поиск уникального предложения, которое могло бы обеспечить выход в свободную от конкурентов нишу, стал самой актуальной задачей для большинства российских косметических компаний. Однако у многих из них нет для ее решения подходящих ресурсов: производственных, технологических и прежде всего научно-исследовательских. Вот почему российские компании все чаще прибегают к контрактному производству. В отличие от транснационалов, которые заказывают контрактникам лишь производство препаратов (рецептуры и формулы у них всегда свои), российские компании заказывают полный пакет услуг "под ключ": разработку формул и рецептур, производство на их основе коллекции препаратов, упаковку и т. д. Российских контрактников можно разделить на две категории: это научные лаборатории, специализирующиеся только на контрактном производстве, и косметические компании, которые не только производят косметику на заказ, но и имеют собственные бренды. |