Внутризаводская логистика пронизывает жизнь предприятия. Она работает в тесном взаимодействии с производственными службами, транспортными организациями, клиентами, складами готовой продукции и материально-технического обеспечения. Однако потоки продукции часто движутся внутри предприятия не самым оптимальным образом. Готовая продукция перемещается с места на место несколько раз, прежде чем окажется в зоне погрузки. Затраты на перемещения внутри предприятия не оцениваются, кто заказчик той или иной операции и для чего она выполняется, далеко не всегда понятно. При посещении складских помещений по хранению готовой продукции и МТО может показаться, что время там остановилось тридцать лет назад. В старых, часто неотапливаемых помещениях с покосившимися стеллажами господствуют ручные операции по погрузке-выгрузке и карточная система учета, а неприветливая кладовщица сидит в тесной бытовке. Если на складе и установлен компьютер, используется он для распечатки форм, которые потом заполняются от руки. Конечно, такая ситуация не на всех предприятиях. К примеру, на «Томскнефтехиме» за последние годы в области внутризаводской логистики и складского хозяйства введены значительные улучшения. На предприятии выделена функция управления внутризаводской логистикой и складским хозяйством, на складах установлены компьютеры, кладовщики вносят информацию о поступившем товаре непосредственно на рабочем месте. Карточная система все еще в ходу, но в ближайшем будущем в Томске планируют от нее отказаться. На предприятиях, выбранных нами в качестве пилотных, ситуация сложнее. На «Воронежсинтезкаучуке» наблюдается острая нехватка складской инфраструктуры. Сейчас под хранение используется часть производственных цехов, а иногда и открытые площадки, вовсе не приспособленные для хранения. Товарно-транспортные накладные на отпуск каучука оформляются в отделе логистики, и каждые полчаса-час сотрудница отдела логистики разносит их пешком или развозит на машине по складам. Особая тема — цеховые кладовые. По приблизительным подсчетам на «Воронежсинтезкаучуке» их несколько десятков. Руководители предприятия уже занимаются переводом цеховых кладовых на центральный склад - думаю, наш проект поможет ускорить эту работу. Границы нашего проекта охватывают область движения и хранения готовой продукции {кроме сырья для переработки), а также материально-технического обеспечения (МТО). И та и другая продукция обращается в рамках одних и тех же складских операций: это приемка, хранение, выдача, внутреннее перемещение. В том и другом случае мы работаем с потоком. Именно поэтому было принято решение использовать в ходе проекта проверенный временем инструмент оптимизации бизнес-процесса VSM (Value stream mapping) — «Карта потока создания ценности». Этот же метод используют наши коллеги в проекте «Производственная система СИБУРа». Безусловно, не обойтись без вложения существенных средств в строительство и модернизацию складов, в установку современной системы управления складом. Чтобы сделать эту работу максимально профессионально, принято решение разделить проект на две части. На первом этапе проекта мы должны исследовать текущую ситуацию, определить области, требующие улучшений, и сформировать целевое видение: как должно выглядеть складское хозяйство наших предприятий. Для помощи в решении этих задач по итогам проведенного конкурса была выбрана консалтинговая компания «Аксенчер»; которая уже имеет опыт работы с СИБУРом (проект «Управление цепочками поставок»). Еще одним важным направлением работы является определение возможности, принципов и подходов к переводу функций внутризаводской логистики на аутсорсинг/инсорсинг. Так как нормативного определения понятия аутсорсинга пока не существует, на практике он понимается как передача стороннему подрядчику части бизнес-функций или процессов. СИБУР уже опробовал этот путь, но нe везде он оказался результативным, что привело к рециклу этого процесса. К маю20ll года мы планируем подготовить и вынести на общее обсуждение концепцию централизованного управления функцией внутризаводской логистики и складского хозяйства предприятий компании, а также модель оптимальной организации функции внутризаводской логистики для «Воронежсинтезкаучука» и «СИБУР-Нефтехима». Этап внедрения предполагается организовать как ряд отдельных проектов, так как томимо организационных преобразований внедрение предполагает значительные инвестиционные затраты. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка моноэтиленгликоля можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок моноэтиленгликоля в России». Газета ОАО «Сибур-Нефтехим» |