В немалой степени такое распределение обусловлено тем, что на северо-западном направлении есть нефтепродуктопровод "Север", а на южном аналогичные транспортные мощности отсутствуют. В планах "Транснефтепродукта" - строительство продуктопровода "Юг", который усилит позиции России на рынке светлых нефтепродуктов в Южной и Западной Европе. Но готовы ли российские НПЗ к загрузке новой трубы топливом европейского качества? Проект "Юг" предусматривает строительство магистрального нефтепродуктопровода протяженностью 1465 км, который пройдет по маршруту Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск. Он предназначен для транспортировки дизельного топлива стандарта "Евро-5" (с содержанием серы не более 10 ppm) из Поволжья и Сибири в порты Черного моря. Пропускная способность трубопровода проектируется на уровне 8,7 млн твг, из которых 8,1 млн предназначены для экспорта, а остальное - для внутреннего рынка. В качестве первой очереди проекта рассматривается участок трассы Волгоград - Новороссийск. Помимо строительства собственно продуктопровода предусматривается также реконструкция терминала Шесхарис и сооружение дополнительного резервуарного парка в Грушовой. Объем необходимых инвестиций в реализацию данного проекта "Транснефтепродукт" планирует на уровне 76,6 млрд рублей. В своем бюджете на нынешний год ТНП заложил 3 млрд рублей для "Юга", главным образом - на подготовку ТЭО. Само строительство компания рассчитывает начать в следующем году, а завершить в 2013-14. Срок окупаемости проекта составит порядка 9-12 лет, в зависимости от темпов строительства. Источники, близкие к ТНП, указывают, что сейчас компания ждет, когда Минэнерго направит в правительство проект постановления, в котором будут определены точные условия финансирования, сроки строительства и прочие параметры "Юга". Пока новостей об этом нет, что, вероятно, отражает неуверенность властей в необходимости форсировать строительство новой трубы. НАДЕЖДА НА РЕГЛАМЕНТ По правде говоря, ТНП продвигает проект "Юг" на фоне не слишком устойчивого роста доли и объема дизтоплива в российском экспорте нефтепродуктов. В 2005 году на него приходилось 35% от общего объема, в 2008 данный показатель снизился до 30,8%, а в прошлом году он вырос до 31,1%. Скорее всего, ТНП рассчитывает, что проекту продуктопровода помогут качественные изменения в нефтеперерабатывающей отрасли России: все отечественные НПЗ должны в ближайшие несколько лет перейти на выпуск солярки класса Евро-5. Основанием для этого является технологический регламент "О требованиях к автомобильным и авиационным бензинам, дизельному топливу и топочному мазуту", который правительство РФ утвердило в феврале 2008 года. Согласно документу, все выпускаемое в России топливо, включая дизельное, с января 2010 года должно соответствовать классу Евро-4, а с января 2013 года - Евро-5. Позднее нефтяные компании добились двухлетней отсрочки перехода на более высокие стандарты из-за высокой стоимости модернизации перерабатывающих мощностей, так что теперь Евро-5 в России будет в 2015 году. Каков же экспортный потенциал отечественной переработки по дизтопливу на южном направлении? В прошлом году поставки составили 13,6 млн тонн, из которых более 10 млн было отправлено из Новороссийска. Эта цифра показывает, что если принятый правительством регламент будет реализован, то теоретически проблем с загрузкой "Юга" быть не должно. На своем сайте ТНП указывает, что возможными поставщиками для МНПП могут стать перерабатывающие заводы, уже подключенные к нефтепродуктопроводной сети, среди них: Омский НПЗ, группа уфимских заводов, "Салаватнефтеоргсинтез", Сызранский, Куйбышевский и Новокуйбышевский заводы. Кроме того, к "Югу" будут подключены Саратовский и Волгоградский НПЗ. К ЕВРОСТАНДАРТАМ По степени подготовленности к загрузке "Юга" дизельным топливом еврокачества российские НПЗ можно разделить на несколько групп. В группе самых продвинутых - башкирские заводы (Уфимский, Ново-Уфимский и "Уфанефтехим"). Они одними из первых стали проводить модернизацию, нацеленную на достижение стандартов Евро-4 и -5, вложив в нее только в 2009 году 6,3 млрд рублей. Глубина переработки данных заводов - около 83%, что на 10% превышает среднероссийский уровень. Уже сейчас доля топлива, производимого по стандартам Евро-4, составляет здесь половину от общего объема, а в 2011 году она достигнет 90%. В прошлом году "Уфанефтехим" реконструировал установку гидроочистки Л-24-7 и начал выпускать дизтопливо стандарта Евро-5, в нынешнем году завод продолжает ее переоборудование. Ново-Уфимский НПЗ также в прошлом году заменил каталитическую систему и запустил новый реактор, что позволило и ему начать вырабатывать дизтопливо Евро-5. В таком же русле идут дела и у "Салаватнефтеоргсинтеза", который с 2009 года выпускает нефтепродукты стандарта Евро-4 и планирует перейти к производству продукции класса Евро-5 в 2015. Одним из самых высокотехнологичных заводов в России считается Омский НПЗ "Газпром нефти". В 2009 году здесь была завершена реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива Л-24-9, которая увеличила ее мощность до 2 млн твг. |