Одновременно была решена задача снижения содержания серы в дизтопливе до уровня не более 10 ppm, что соответствует стандартам Евро-5. Сейчас на Омском заводе продолжается модернизация мощностей по производству светлых нефтепродуктов. В частности, начато строительство новой установки гидроочистки дизтоплива мощностью 3 млн твг по проекту американской UOP, пуск которой запланирован на конец 2011 года. С 2012 Омский НПЗ будет выпускать солярку класса Евро-4, а с 2015 - Евро-5. Общий объем их производства составит порядка 6,5 млн твг. К 2014 году планирует вывести на стандарты Евро-4 и -5 продукцию своих самарских заводов компания "Роснефть". В модернизацию Новокуйбышевскего, Куйбышевского и Сызранского НПЗ она вкладывает 24 млрд рублей. Результаты таковы, что заводы уже достигли стандартов Евро-3 и частично Евро-4. Тем не менее, хотя представители "Роснефти" называют проект "Юг" экономически целесообразным, прогнозов отгрузки в него самарского дизтоплива не дают. Заводы, которые после строительства "Юга" впервые получат выход на продуктопровод - Саратовский и Волгоградский - по прогнозам "Транснефтепродукта", должны обеспечить поставку 3,5-4 млн твг дизельного топлива. Но - "после 2013 года". В прошлом году совет директоров ТНК-ВР, владеющей Саратовским НПЗ, одобрил программу повышения качества моторных топлив за счет модернизации трех своих перерабатывающих заводов с объемом инвестиций $1,3 млрд. В частности, реконструкция СНПЗ, которая пройдет в 2010-12 годах, предусматривает целый ряд проектов. Среди них - строительство установки изомеризации, реконструкция комплекса гидроочистки дизельного топлива, серной установки, модернизация железнодорожной эстакады налива нефтепродуктов. Реализация этих проектов стоимостью более $300 млн позволит предприятию значительно улучшить качество продукции. Пока все идет по плану: за шесть месяцев 2010 года ТНК-ВР более чем в 1,3 раза увеличила инвестиции в реконструкцию и модернизацию СНПЗ, вложив более 200 млн рублей против 163 млн в 2009 году. Представители ТНК-ВР, комментируя проект "Юг", заявляют, что расчеты объема отправки по нему дизтоплива с Саратовского НПЗ не завершены. Существенными факторами при принятии решения являются тариф на прокачку и пропускная способность трубопровода, указывают официальные лица компании. При условии экономической привлекательности маршрута СНПЗ может прокачивать по нему около 1 млн твг с возможностью увеличения. "ЛУКОЙЛ" также пока не определился с решением об использовании продуктопровода для экспорта дизтоплива с Волгоградского завода. Для того, чтобы оценить динамику производства солярки на "Волгограднефтепереработке", следует учесть несколько моментов. Во-первых, ее доля в общем объеме продукции завода за последние пять лет выросла незначительно: до 28,3% с 28% в 2005 году. Во-вторых, доля малосернистого в общем объеме дизельного топлива за это же время увеличилась более чем в 2,5 раза, то есть налицо существенные качественные улучшения. В-третьих, хотя в 2009-10 годах "ЛУКОЙЛ" осуществляет различные проекты модернизации, производства дизтоплива они не касаются. А это свидетельствует о том, что наращивание его производства пока не является приоритетом для компании. По словам главы компании Вагита Алекперова, к 2016 году все нефтепродукты "ЛУКОЙЛа", производимые в России, будут соответствовать стандарту Евро-5. При этом объем переработки на волгоградском заводе увеличится с 11,2 млн до 12 млн твг, так что физический рост производства дизельного топлива на "Волгограднефтепереработке" вряд ли вероятен. Таким образом, даже самый беглый анализ состояния заводов - потенциальных пользователей "Юга" показывает, что труба для Евро-5 понадобится не раньше 2015 года. При этом значительное увеличение физического объема выпуска дизельного топлива не ожидается, то есть продуктопровод вступит в жесткую конкуренцию за объемы с железной дорогой. И это обстоятельство выводит на первый план коммерческие условия прокачки. ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Прогноз структуры поставок российских НПЗ в МНПП "Юг" (млн твг) Завод Владелец | Поставки | Волгограднефтепереработка ЛУКОЙЛ | 2,5 | Саратовский НПЗТНК-ВР | 1 | Группа самарских НПЗ Роснефть | 2,1 | Салаватнефтеоргсинтез Газпром | 0,6 | Омский НПЗ Газпром нефть | 2,5 | Всего | 8,7 | "Транснефтепродукт" ВОЛГА "ВПАДАЕТ" В ЧЕРНОЕ МОРЕ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА "ЮГ" ведется уже несколько лет, а сама идея появилась еще в конце 90-х годов. Изначально существовало несколько маршрутов прокладки трубопровода, однако "Транснефтепродукт" остановил свой выбор на трассе Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск. ОАО "Институт Нефтепродуктпроект" разработал Декларацию о намерениях строительства магистрального нефтепродуктопровода, и она уже согласована с администрациями Самарской, Ульяновской, Саратовской, Ростовской, Волгоградской области и Краснодарского края, по территории которых пройдет трубопровод. За исключением участка Сызрань - Саратов, "Юг" пройдет в одном технологическом коридоре с нефтепроводом Куйбышев - Тихорецк - Новороссийск. Линейная часть МНПП будет составлена из трубы диаметром 500 мм. Транспортировку будут обеспечивать три головных перекачивающих станции - Прибой, Саратов, Волгоград и восемь промежуточных - Левобережная, Камышин, Котельниковская, Цимлянская, Пролетарская, Сальск, Березанская и Предгорная. Конечным пунктом станет перевалочная нефтебаза "Грушовая" с дальнейшей перевалкой топлива на ПНБ "Шесхарис". С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».
Источник: http://www.transnefteproduct.ru/ |