Отметим, что нечто подобное уже пытались разрабатывать многие научные группы мира, для этих целей использовались гелий и азот, простые соединения углерода, полимеры и множество куда более экзотических веществ. А японская фирма Mitsui Engineering and Shipbuilding даже создала опытный проект корабля, создающего "сухой метан", перевозящего его, а заодно и потребляющего часть для собственных нужд. Другой вариант практического применения: сухое горючее для автомобилей. Отметим, что транспортные средства на метане (например вот такие усовершенствованные) не только меньше загрязняют окружающую среду, но и имеют больший КПД двигателя. Однако не всё так просто, ведь химикам из Ливерпуля до сих пор не удалось решить ряд проблем. Как мы уже сказали, гидрат образуется только при низкой температуре и высоком давлении, да и то очень медленно. Всё из-за того что образующаяся на поверхности капель воды плёнка вещества перекрывает центры для нового роста. Эту преграду можно было бы преодолеть, интенсивно перемешивая воду с газом. Однако организация подобного процесса сложна и стоит больших денег. Впрочем, группа Купера нашла решение, заменив обычную воду "сухой". Учёные фактически разделили массив жидкости на множество мелких стабильных капель, тем самым значительно увеличив площадь поверхности, которая контактирует с газом. Помол гранул осуществляли в обычном кухонном миксере. Внизу показаны микрофотографии гранул, полученных на разных скоростях измельчения (иллюстрация Cooper et al./ACS). Что же представляет собой "сухая вода"? Смесь собственно жидкости и особой формы диоксида кремния, называемой гидрофобный пирогенный кремнезём (последний составляет 5 весовых процентов). Это мельчайшие гранулы кварца (те же самые, что образуют песок), покрытые слоем водоотталкивающего вещества. Такие частицы "налипают" на поверхность капель воды, не давая им объединяться. |