Предпосылки к использованию Необходимо остановить расширенное развитие сырьевой базы строительной индустрии за счет роста добычи природных минеральных ресурсов. Стратегической целью должен быть переход на безотходные технологии, вовлечение в производство многотоннажных техногенных экологически чистых продуктов и рециклируемых материалов, в которых законсервирована энергия труда прошлых и настоящего поколений и экологическое благополучие будущих. СУХАЯ МНОГОПЕРЕДЕЛЬНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ЗОЛОШЛАКОВ ТЭС
1. МАСШТАБ ПРОБЛЕМЫ По оценке ВТИ затраты только на экологические платежи составляют 300 – 400 руб. за каждую тонну заскладированных на золоотвалах ЗШО. Под хранение ЗШО ТЭС в России отчуждено 20 тыс. км2 земельных участков, на которых хранится 1,3-1,5 млрд. т золошлаков. Дополнительно к этому ежегодно электростанции производят до 30 млн. т, из которых всего 3 млн. т (10%) используются для собственных нужд, в стройиндустрии, промышленности строительных материалов, дорожном строительстве и других отраслях промышленности. Экологически вредные щелочные растворы из хранилищ попадают в грунтовые и поверхностные воды. В развитых странах используется 70-95% золошлаков от их выхода, а в Нидерландах и Дании 100%. В настоящее время энергетики включают затраты на транспортировку и хранение ЗШО в собственные нужды ТЭС и в тарифы за электроэнергию, т.е. эти затраты в конечном итоге оплачивает налогоплательщик, общество. Однако, экологический и экономический прессинг на энергетиков со стороны государства и общества будет нарастать и льготирование экологических платежей за счет потребителей электроэнергии будет снижаться. 2. СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗШО
• Использование золы ТЭС в строительстве и других отраслях сдерживается целым рядом негативных факторов: • энергетики не перерабатывают ЗШО в стабилизированный продукт, соответствующий строительным СНиП, ГОСТам, а традиционно предлагают рынку ЗШО с очень нестабильными физико-химическими характеристиками; • на ТЭС отсутствуют силосы на двух- трехсуточную емкость для усреднения в них физико-химических характеристик золы и накопительные силосы для хранения и отгрузки золы; • у потребителей нет устройств для приемки и хранения золы; • неразвитость инфраструктуры России и, как следствие, большие транспортные затраты на перевозку ЗШО (80 – 200% к цене франко-ТЭС); • отсутствие обязательных государственных технико-экономических законодательных документов и стимулов на применение зол предприятиями строительства и строительных материалов, сельского хозяйства и других отраслей; • отсутствие в России комплексной федеральной программы использования золошлаков ТЭС с участием РАО «ЕЭС России», Минпромэнерго, Минобрнауки, Госстандарта, Минприроды и Минсельхоза России. Никто из этих ведомств не берет на себя организационно-координирующую роль по разработке федеральной программы. 3. ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИСТЕМЫ:
• многопередельные продукты на основе золошлаков должны стать источником инвестиций на техническое перевооружение ТЭС; • продукты на основе золошлаков должны стать финансовым источником покрытия экологических платежей ТЭС; • на площадках или вблизи ТЭС должны производиться многопередельные сухие продукты на основе золошлаков с использованием технологий перемешивания, дробления, помола и расфасовки с высококонкурентной рыночной ценой в 20 – 40 раз превышающей отпускную цену ЗШО франко-золоотвал; • соответственно доля транспортной составляющей в рыночной цене многопередельного золошлакового продукта должна снизиться в 20 – 40 раз по сравнению с долей транспортных затрат в цене ЗШО франко-потребитель; • упростить оформление документов на отгрузку продукта по сравнению с вагонами, т.к. расфасованный продукт будет отгружаться в стандартных морских контейнерах; • рентабельность производства многопередельных продуктов из золошлаков на ТЭС превышает рентабельность производства электроэнергии; • многопередельные продукты по своей конкурентоспособности позволяют ориентироваться на рынки всей России, страны СНГ и Дальнего Зарубежья, а не быть привязанными традиционно только к потребителю в радиусе максимум 100 км; • ЗШО, как товарный продукт и сырье для многопередельных золошлаковых продуктов, сами по себе ничего не стоят, т.к. расходы на производство ЗШО, их транспортировку и хранение на золоотвалах входят в себестоимость электроэнергии ТЭС и оплачены её потребителями; • расфасованные многопередельные продукты на основе золошлаков, доступны длительному хранению в складских помещениях, не снижая своих потребительских свойств.
|