Для России инновационное развитие именно нефтегазового комплекса может и должно стать тем локомотивом, который сможет вытянуть и раскрутить инновационное развитие всей страны. Хотя традиционно в качестве инновационных наиболее часто рассматривают аэрокосмические, информационные, биотехнологии, а также создание новых материалов, на самом деле именно нефтегазовая отрасль сейчас является одной из наиболее инновационных и наукоемких. Для того чтобы за последние 30 лет увеличить мировую добычу нефти всего на 60% - с 50 до 80 млн баррелей в сутки - потребовалось многократно увеличить капитальные затраты на создание и внедрение новых технологий (в текущих ценах - с 10 до 170 млрд долл. в год) [5]. Если бы мировая нефтедобыча продолжала базироваться на тех технологиях, которые существовали в середине 80-х годов, то добыча нефти в Северном море начала бы падать уже с 1985 г. (рис. 3). Но благодаря постоянным инновациям вплоть до настоящего времени ее удавалось не только поддерживать, но и наращивать. На технологическое оснащение отрасли сейчас идут сотни миллиардов долларов (рис. 4) [6]. Россия и страны СНГ - не исключение. В ближайшие 15 лет им предстоит вложить сюда более 400 млрд долл., что создает огромный потенциал для инновационного развития.
Еще большее значение инновации имеют для газовой отрасли. Даже, несмотря на то, что с конца 80-х годов у нас практически прекратилась разведка, и объем доказанных ресурсов зафиксирован на уровне 20-летней давности, Россия все равно обладает почти 27% доказанных мировых ресурсов газа (рис. 2). Потенциальные же ресурсы газа в нашей стране составляют до 40% мировых. Практически весь добываемый у нас газ или экспортируется за рубеж, в основном в Европу, или сжигается для выработки тепла и электроэнергии. Современные технологии транспортировки и переработки природного газа на порядок более сложны и менее эффективны, чем технологии транспортировки и переработки нефти. Это приводит к тому, что в мире в качестве химического сырья используется не более 5% добываемого газа (в России ~3%). А из нескольких тысяч газовых месторождений мира лишь около сотни наиболее крупных дают основной объем товарного газа. Тысячи мелких и средних месторождений по всему миру не вовлечены в промышленную эксплуатацию из-за отсутствия экономически приемлемых технологий транспортировки или переработки их ресурсов. По мере выработки крупнейших месторождений (а их средняя выработанность в России по оценкам достигает 40%) потенциальное значение менее крупных месторождений постоянно возрастает. И это важнейшая мировая тенденция, которую необходимо учитывать. Формально, несмотря на огромный объем запасов, при существующих технологиях транспортировки природный газ вообще не может рассматриваться как глобальный энергоресурс. В отличие от глобального рынка нефти, обеспечиваемого мощным танкерным флотом, рынок природного газа привязан к существующим трубопроводным системам и имеет региональный характер. А криогенное сжижение и транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) требуют таких инвестиций, что делают этот ресурс доступным лишь небольшому числу наиболее богатых стран. До сих пор менее 20% населения мира имеет доступ к природному газу и может пользоваться этим обильным и экологически чистым топливом. Для превращения природного газа в глобальный энергетический ресурс необходимо обеспечить следующие возможности: гибкую и оперативную доставку в необходимом количестве в любую точку мира; рентабельную трансформацию в жидкое моторное топливо и углеводородное сырье. Жидкое топливо является основой нашей цивилизации. Можно сказать, что оно создало нашу цивилизацию, придав ей такие ее неотъемлемые качества, как мобильность и высокая производительность. И пока без жидкого топлива наша цивилизация немыслима. Решением проблемы превращения природного газа в глобальный и универсальный энергоресурс может быть его конверсия в более ценные и легко транспортируемые жидкие продукты на базе современных инновационных технологий. Кроме того, для российских газодобывающих регионов конверсия природного газа в жидкое топливо непосредственно в районах добычи позволит обеспечить собственные потребности в нем и снизить потери углеводородного сырья. Но главное, химическая переработка природного газа открывает перспективы постепенного перехода от экспорта сырья к экспорту продуктов более глубокой переработки, что даст мощный старт развитию отечественной инновационной экономики. Азбучная экономическая истина состоит в том, что основной экономический результат достигается при реализации конечного продукта и поэтому достается не владельцам ресурсов, которые в большинстве случаев остаются беднейшими странами, а странам, обладающим технологиями завершающих стадий их переработки. Например, стоимость полиэтилена низкой плотности и готовых изделий из него в 10-20 раз выше стоимости исходного сырья - этана. На рис. 5 показано увеличение темпов роста рентабельности при производстве полиолефинов, обусловленное более высокими темпами роста цен на эту продукцию по сравнению с ростом цен на сырье [7]. Почти все страны-экспортеры нефти и газа, прекрасно осознавая это, сейчас интенсивно развивают собственную переработку добываемых углеводородов, стремясь уйти от сырьевого экспорта и обеспечить свое будущее в быстро меняющемся мире, максимально используя для своего экономического развития дарованное им природой стратегическое преимущество в виде дешевых ресурсов. Например, если 20 лет назад на Ближнем Востоке нефтехимии практически не существовало, то сейчас производство такого базового продукта, как этилен, достигло там 50% от европейского уровня. А уже к 2015 г. Ближний Восток обойдет Европу по его производству и станет ведущим мировым производителем и экспортером этилена (рис. 6) [8]. Россия, являясь крупнейшим мировым экспортером сырья, обладает уникальным преимуществом перед остальными экспортерами не только по объемам своих ресурсов, но и уникальным для страны-экспортера научно-техническим потенциалом. Именно это сочетание дает ей шанс перейти на путь инновационного развития, воспользовавшись переломным моментом в мировой экономике, стоящей на пороге глубоких технологических перемен. А пока в структуре российского экспорта безраздельно доминирует первичное сырье. Доля продуктов нефтепереработки составляет менее 17% от экспорта сырой нефти, причем в основном они представлены такими низкосортными топливами, как мазут и газойль. Доля бензина и керосина в российском нефтяном экспорте составляет менее 3%. Однако и этот скудный экспортный поток продуктов нефтепереработки в ближайшее время, видимо, резко сократится, по крайней мере в европейском направлении, из-за ужесточения экологических требований, прежде всего в отношении содержания серы.
|