— Виктор Александрович, по итогам 2010 года «Башнефть» вышла в лидеры отрасли по глубине переработки нефти, опередив «Газпром нефть». Ваш показатель 86,3% при среднероссийском чуть выше 70%. За счет чего обеспечен рост? — Если посмотреть на динамику глубины переработки сырья на трех уфимских НПЗ, то станет очевидно, что, начиная с 2000 года этот показатель последовательно рос, и всегда был выше среднеотраслевого уровня. Предприятия постоянно инвестировали в развитие процессов вторичной переработки. А нынешний рывок обеспечил ввод осенью 2009 года в промышленную эксплуатацию на «Уфанефтехиме» новой установки замедленного коксования (УЗК). Именно она обеспечила «Башнефти» в 2010 году первое место среди отечественных ВИНК по глубине переработки сырья. — Но это не предел? — Уже в текущем году мы планируем увеличить мощность действующей установки замедленного коксования с 1,2 млн до 1,6 млн тонн в год. Кроме того, компания рассматривает возможность строительства к 2016 году аналогичной установки (проектной мощностью 1,6 млн. тонн в год) на Уфимском НПЗ. В том же 2016 году планируется ввести в строй комплекс гидрокрекинга мощностью 2 млн тонн в год на «Новойле». В результате глубина переработки в среднем по группе уфимских НПЗ возрастет до 94 — 95%. Это уровень лучших европейских НПЗ. — Углубление переработки углеводородного сырья означает сокращение выпуска мазута. Вы намерены свести его на «нет»? — Во всяком случае, его выпуск должен быть минимален уже к 2015 году. Замечу, в 2000 году мазут занимал самую большую долю в корзине нефтепродуктов уфимских заводов. Теперь ситуация кардинально изменилась. Только по итогам прошлого года сокращение составило 13% к уровню 2009-го. — Сообщалось, что «Башнефть» планирует вложить в модернизацию НПЗ до 2015 года 31,6 млрд. рублей. Какие цели намерена достичь компания? — Главная цель — создание максимально эффективного производства высококонкурентной на рынке продукции. Потому наша инвестиционная программа включает в себя проекты, которые обеспечат дальнейшее углубление переработки сырья с увеличением выхода светлых нефтепродуктов, повышение качества выпускаемых моторных топлив в соответствии с требованиями Техрегламента, снижение себестоимости переработки. Только в 2009 — 2010 годах «Башнефть» потратила на эти цели около 12 млрд рублей. — Что касается качества топлив. «Башнефть» готова полностью перейти на топливо Евро-4 и Евро-5? — Сегодня в составе наших НПЗ работает полный «набор» технологических процессов, позволяющих производить высококачественное топливо стандартов Евро-4 и Евро-5 (каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидрокрекинг, алкилирование, изомеризация, термокрекинг, МТБЭ, гидроочистка, замедленное коксование и другие). Уфимские заводы уже несколько лет выпускают бензин стандарта Евро-4 и дизельное топливо Евро-4 и Евро-5 в объемах, соответствующих запросам рынка. Для того чтобы весь объем топлива соответствовал этим требованиям, нужно еще выполнить ряд мероприятий. Но, конечно, мы будем готовы соответствовать всем требованиям Техрегламента: и по качеству, и по срокам. — Проводя модернизацию, вы используете в основном отечественные или западные технологии? — И те, и другие. Хотя, конечно, по возможности, отдаем приоритет российским разработкам. Так, установка замедленного коксования построена по технологии, разработанной Уфимским государственным нефтяным техническим институтом и уфимским же Институтом проблем нефтехимпереработки. Проектировщиком стал институт «Башгипронефтехим». Оборудование закупаем как у отечественных предприятий (например, на «Ижорских заводах»), так и у ведущих мировых производителей. А что касается, например, гидрокрекинга, то здесь все же большее предпочтение отдаем европейским и американским производителям. |