По расчетам Института проблем рынка РАН ущерб, причиняемый реципиентам только аварийным химическим загрязнением атмосферы и водных объектов, составляет в последнее время 8,5-9,0 млрд. рублей ежегодно. Эти потери никем не компенсируются, а ликвидация последствий производится в исключительных случаях за счет средств федерального бюджета. В то же время в бюджете России на все мероприятия по охране окружающей среды в 2004г. предусматривается выделение средств в объеме 12 млрд.162 млн. 600 тысяч рублей, что составляет 0,47% от всех расходов бюджета (2 659 447,0 млн. рублей). Сложившаяся ситуация в обеспечении химической безопасности требует такой экономической стратегии, которая позволила бы совместить нужды финансовой стабилизации и рыночной либерализации экономики с требованиями экологического оздоровления. Основные направления этой стратегии следующие: - повышение роли налогов на использование природно-ресурсного потенциала в совокупных налоговых поступлениях в местные и федеральный бюджеты; - расширение базы природно-ресурсного налогообложения за счет введения налогов на использование ассимиляционного потенциала окружающей природной среды; - сертификация производства; - организация экологического страхования; - ограничение прямого и косвенного субсидирования природоемких и опасных для окружающей природной среды видов хозяйственной деятельности. Среди перечисленных направлений особого внимания с точки зрения обеспечения химической безопасности заслуживают две позиции экономической стратегии: сертификация производства и организация экологического страхования. Интеграция России в мировое хозяйство и ориентация многих предприятий на внешние рынки сбыта своей продукции вызывают необходимость внедрения систем управления, основанных на принципах и требованиях международных стандартов, в том числе в области охраны окружающей среды. Требования развитых стран – это выпуск экологически чистой и качественной продукции. Все более актуальной становится экологическая сертификация и отечественной продукции. Связано это, в первую очередь, с тем, что в ближайшие годы мировой рынок будет закрыт для продукции, не имеющей подобного сертификата. Для получения экологического сертификата необходим комплексный анализ производства, но отсутствие единого подхода к определению экологичности выпускаемой продукции и используемых технологий затрудняет такой анализ. В России предприятия начинают постепенно переходить на международные стандарты. Некоторые из стандартов уже имеют статус ГОСТа, другие должны вступить в действие в ближайшее время. В частности, введены в действие стандарты серии ISO 9000 (качество продукции), ISO 10303 STEP (состав и конфигурация изделий, данные о проектах, форматы и методы представления данных и т.п.) и частично - ISO 14000 (управление охраной окружающей среды). В силу ряда объективных и субъективных факторов для отечественных производителей достижение показателей международных стандартов, особенно в области охраны окружающей среды, - довольно сложная задача. Хотя в этих стандартах и не устанавливаются какие-либо нормативы, однако вся система организована таким образом, что негативное воздействие на окружающую среду должно постоянно снижаться.
|