Существует два основных вида технических регламентов: предписывающие регламенты, определяющие средство достижения установленного результата; регламенты на эксплуатационные характеристики, точно устанавливающие запланированную цель, но позволяющие регулируемому объекту определить свой метод достижения результата. Предписывающие регламенты устанавливают строго определенный способ достижения цели, а это может привести к ограничениям в экономическом развитии, производстве и торговле и создать препятствие в техническом прогрессе. При необходимости достижения определенных конкретных целей в условиях ограниченной возможности они способны выполнить свои функцио¬нальные задачи. Вторая группа технических регламентов на эксплуатационные характеристики обладает большей гибкостью и способствует определению наиболее эффективного метода обеспечения соответствия, и им, как правило, отдается предпочтение. Техническим регламентам на эксплуатационные характеристики отдается предпочтение в сравнении с предписывающими регламентами, т. к. они обладают наименее ограничительной формой технического регулирования и одобряются странами участниками АТЭС (Руководящие положения АТЭС по разработке, принятию и пересмотру технических регламентов) и участниками ВТО (ст. 2.8. Соглашения по ТБТ. ВТО). Существует, однако, мнение, что такие регламенты могут затруднить процесс контроля и обеспечения соответствия. Для регулирующих органов из-за неуверенности, возникающей из-за возможности применения различных методов достижения соответствия, одним из способов решения проблем регламентов на эксплуатационные характеристики является возможность включения в них ссылок на стандарты. Этот вопрос долго дискутировался, т. к., с одной стороны, возможность таких ссылок нарушает один из основных принципов стандартизации — добровольность стандартов, но, с другой стороны, такая возможность решает многие проблемы юридического и технического характера. Национальные стандарты приобретают статус добровольно-обязательных. Но если в регламентах приводятся только ссылки на те части стандарта, которые минимально необходимы для выполнения целей технического регулирования, то это оправдано. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» в области стандартизации остаются пять категорий документов: - национальные стандарты; - правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; - стандарты организаций; - своды правил. Последняя пятая категория была добавлена в изменения к ФЗ 01.05.2007 г., что, несомненно, является необходимым. В качестве доказательной базы, на которую возможно ссылаться в технических регламентах при проведении процедуры обязательного подтверждения соответствия, можно использовать только национальные стандарты и своды правил.
|