- Что будет следующим шагом с точки зрения ваших поставок плиты? - Я должен отметить, что мы не считаем, что E1 представляет реальную опасность для потребителя. Но какое это имеет значение, если потребителям по-прежнему тревожно? Таким образом, наша политика заключается просто не работать с опасными веществами! Потому, хотя мы и не считали E1 как опасный уровень, все же решили в 2008 году перейти на закупку плит до класса E1/2. Возможно, следующим шагом является E1/3. Мы были в контакте со всеми крупными производителями смолы. Мы также рассматривали технологии производства смолы на основе сои. Сегодня нет жизнеспособной глобальной технологии для системы, свободной от формальдегида. Мы рассматривали вариант перехода на E1/3, но сейчас объемы и стоимость по-прежнему составляют две большие проблемы. - Работаете ли вы над этим сами? - "Да, на самом деле у нас есть три ДСП мельницы в нашей промышленной группе Swedspan. Там производится свыше одного миллиона кубических метров плиты E1/3. Мы по-прежнему на пределе, когда речь заходит о стоимости, но мы все ближе и ближе к нейтралитету стоимости и мощности. В конечном продукте, мы оцениваем как содержание, так и эмиссию, с анализом качества в соответствии с самыми жесткими европейскими и калифорнийскими стандартами. Максимальное содержание формальдегида 4,0 мг в ДСП и 5,0 мг в МДФ". - Не являются ли некоторые из предельных значений, о которых говорят сегодня, довольно абсурдным? - Можно подумать так. Мы можем не видеть причин идти ниже уровней в натуральном дереве. Но вот в чем дело. Мы не решаем - потребитель это делает, и мнение потребителей двигает законодательство. Для ламинирования твердого дерева и шпона мы заменили формальдегид во всех клеях. Теперь наши поставщики используют ПВА, горячий расплав и EPI. Разве это лучше? Для потребителя - да, и это то, что мы должны рассмотреть. Мы хотели бы пойти и рекомендовать конкретные смолы, но опять же, - мы не решаем. - Почему? Появились ли новые тенденции? - В последние месяцы мы видим заметное сокращение числа вопросов, в которых потребители спрашивали о формальдегиде. - А как это обстоит среди производителей плит? - Это вопрос отношения. Мы с удовлетворением отмечаем прогресс, который предпринимает плитная промышленность в последнее время. Мы считаем, что если мы в состоянии произвести E1/3 на собственном заводе (Swedspan), то крупные производители плит должны быть в состоянии сделать это так же хорошо или лучше. В конце концов, это их основной бизнес!" - Намерена ли ИКЕА предоставить фактологическую информацию о формальдегиде для потребителей? - Наш девиз – « Вы можете чувствовать себя абсолютно безопасно с нашими продуктами». Потребители должны чувствовать, что название ИКЕА является гарантией безопасности. Комментарий технического эксперта, к.х.н. Шарыкина Валерия Гурьевича: Это очень хорошо, что ИКЕА присутствует на российском рынке и ее опыт крайне необходим для развития деревоплитной и мебельной промышленности в нашей стране. Нельзя сказать, что идеи и взгляды ИКЕА широко используются у нас. Скорее, - наоборот. Но можно сказать, что в России уже есть компании, которых интересует самое современное производство и которые намерены производить экологически полноценную продукцию. В тоже время хочу сказать, что до сих пор идут споры - у кого аналитические показатели качества лучше, и кто уже производит экологически полноценную продукцию. Но, как говорит ИКЕА, это должно высказывать сообщество покупателей, а производители должны гарантировать на деле преимущества своей продукции, а не писать статьи, где они математическими и нематематическими методами объясняют свое лидерство в области качества и экологии. Покупатель всегда прав – этот принцип взят на вооружение ИКЕА. Он позволяет рынку развиваться в правильном направлении. И когда этим принципом будут руководствоваться все производители, тогда мы увидим и требуемое качество, и полноценные экологические характеристики. И тогда все эти показатели будут универсальными, открытыми и понятными. Но надо помнить, что без общественного контроля, консолидации общественного мнения потребителей через создание системы независимых общественных организаций, постоянного информирования населения, а, именно, население является конечным потребителем деревоплитной продукции и мебели, развитие производства плиты и мебели будет продолжаться в том же русле, что мы имеем сегодня, и конечный покупатель будет только мечтать о своих правах. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка формальдегида можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок формалина в России». Интервью в вестнике “Informally Speaking”, осень-зима 2010 года. Formox (Sweden). Перевод технического эксперта, к.х.н. Шарыкина Валерия Гурьевича. www.newchemistry.ru |