За и против для встроенной технологии По словам Карла-Хайнца Хёферта, менеджера по автомобильному бизнесу компании Husky, встроенная технология имеет смысл, только если соблюдены все экономические требования, поскольку капиталовложения в систему ILC составляют на 50-75% больше, чем капиталовложения в стандартную машину для литьевого формования. “Если рассмотреть экономический аспект”, - говорит он, - “то мы рассмотрим годовую пропускную способность материала для одной машины. Если этот показатель составит 650-900 метрических тонн в год, ILC позволит получить более низкую стоимость детали по сравнению с вариантом с использованием гранул длинноволокнистого материала. При крупносерийном производстве с пропускной способностью в этом диапазоне формовщики смогут окупить затраты на дополнительные капиталовложения в течение года. При мелкосерийном производстве окупаемости инвестиций можно добиться за два года”. Хёферт сравнивает встроенные системы с производством выпечки. “Пекарь соединяет муку, сахар, масло и остальные ингредиенты. Для каждого пирожного потребуется понемногу от каждого из этих материалов. При использовании ILC имеется гравиметрический питатель, который отмеряет различные процентные доли ингредиентов, которых может быть до пяти-шести. После того, как смесь приготовлена, она поступает в двухшнековый экструдер, который осуществляет пластикацию или создает однородное тесто, и перемешает его в зону расплава, которая называется камерой впрыска, и аналогична узлу впрыска. Steelcase оценивает длинноволокнистый полиамид (LNP Verton XC от компании Sabic IP) для использования в раме спинки сидения кресел Leap. Преимуществом этого материала является сочетание наполнителя, огнестойкой добавки, красителя и добавки, повышающей стойкость к атмосферным воздействиям, для одной гранулы по сравнению с двумя гранулами, которые Steelcase ранее использовала в сочетании для данного применения.
“Зажимное устройство довольно стандартное. Уникальным для литьевого формования является дозирование в стекложгуты, для этой операции необходима станция для равинга стеклянных жгутиков, поскольку в экструдер вводятся до 12 нитей. Обычно также имеется и вакуумный узел для отвода газа из экструдера. И, наконец, для управления всеми этими устройствами имеется контроллер”. Хотя это и выглядит несколько сложно, Хёферт объясняет, что эти системы проектируются с учетом простоты управления так, чтобы техникам не нужна была докторская степень для управления ими. Тем не менее, повышенная сложность требует повышения внимания и больших трудозатрат, как сообщает один из формовщиков, который использует и ILC и гранулы LFRT. Экономия материала составляет от 25% до 35% в зависимости от смолы матрицы. Для определения экономии надо взять рыночную цену гранул LFRT— 40GF PP по $1.10-1.25/фунт, например. После этого надо сложить затраты на ненаполненный полипропилен, стекложгуты, добавки, красители и любые другие компоненты, и провести сравнение. Для нашего примера стоимость компаундированного материала составит примерно $0.75-$0.80, а экономия составит 32-36%. Направляющие заслонки для воздуха на раме раздвижной крыши для Opel Astra формуются Arvin Meritor с использованием длинноволокнистого полипропилена (Celstran от компании Ticona).
Рама прозрачного люка крыши автомобиля Opel Astra содержит направляющие заслонки для воздуха из длинноволокнистого полипропилена, которые формуются из Celstran от Ticona. Конструкторы Chrysler выбрала длинноволокнистый ударопрочный полипропилен (Compel от Ticona) для производства этих щитов днища для PT Cruiser. Материал содержит длинное стекловолокно с длиной от 1 до 2 дюймов, химически соединенное с полипропиленовой матрицей. Одними из первых крупных автомобильных применений, сформованных из Celstran от Ticona, были эти дверные модули для Jaguar XJ 2003 г., произведенные Automold из 30% марки полипропилена с длинным стекловолокном. Это применения с достаточным объемом для того, чтобы гарантировать выгоду для ILC из-за длины длинного волокна в целом при более высокой прочности и жесткости детали. Большинство гранул LFT содержит одноосно ориентированные волокна с фиксированным диапазоном в 10 -15 мм, но окончательная длина в составе детали (после того, как головка разрушит волокна) составит всего 2 - 3 мм. |