Десять смертей на производстве произошло в Татарстане в 2006 году. Это в два раза больше, чем годом раньше. "Разбор полетов" состоится сегодня на расширенной коллегии Ростехнадзора по РТ, а накануне руководитель этого ведомства Борис Петров ответил на вопросы корреспондента "ВК". - Борис Германович, изношенное оборудование или человеческий фактор чаще становится причиной аварий на производстве? - В подавляющем большинстве аварий виноваты люди. Причем на малых и средних предприятиях, несмотря на то что они используют более современное оборудование, несчастные случаи происходят намного чаще, чем на крупных. Причина лежит на поверхности - на крупных предприятиях есть службы энергетиков, механиков и т. д., а в малом и среднем бизнесе мы очень часто сталкиваемся с полной технической безграмотностью. - Каковы причины слабой подготовки рабочих и ИТР? - Это является прямым следствием формализма в их обучении, который пришел вместе с рыночной экономикой. Порой лекции читают абсолютно некомпетентные люди, и они же потом принимают экзамены. Поэтому в прошлом году мы всерьез взялись за учебные комбинаты, где раньше практически все сдавали экзамены с первого захода. Теперь, как и в ГАИ, знания оценивает компьютер, а об их уровне можно судить по одному тому, что с первой попытки сдать экзамен смогли только 10 процентов. В результате внедрения новшества КПД учебных комбинатов значительно повысился. К концу года с первой попытки экзамен сдавали уже 50 - 60 процентов. Зато теперь возникла другая проблема: люди потянулись в Москву, где экзамены принимают по старинке. - Если человек допустил аварию, его переводят на другое место или переучивают? - К сожалению, у нас до сих пор существует порочная практика, когда после аварии человек проходит переэкзаменовку и его ставят работать на прежнее место. Зачем второй раз наступать на те же грабли? Если человек не справляется, пусть идет работать в другое место, туда, где его ошибки не будут стоить людям жизни. Все, что связано с техникой безопасности, должно быть отработано до автоматизма: пришел на стройку - надел каску, сел за руль - пристегнул ремень. А то порой доходит до того, что на глазах у нескольких инженерно-технических работников машина становится под разгрузку прямо под ЛЭП. По статистике, жертвами несчастных случаев, как правило, становятся квалифицированные работники. За годы работы чувство опасности притупляется, и в результате они зачастую пренебрегают самыми элементарными правилами. - Многие предприниматели жалуются, что Ростехнадзор требует от них предоставления слишком большого перечня документов... - Претензия обоснованная, но по закону мы вынуждены это делать. Увы, на сегодняшний день Ростехнадзор обязан руководствоваться целым сводом устаревших нормативных актов и инструкций, во многие из которых уже более полувека не вносилось никаких изменений. Например, по инструкции мы должны требовать от школы, имеющей котельную, содержания целого штата котельщиков, поскольку котел, установленный в общественном здании, подпадает под категорию промышленных. Но если он имеет шесть, а то и девять степеней защиты, совершенно очевидно, что это колоссальная глупость. В энергетике давно уже пора передать эксплуатацию оборудования отдельной службе. Почему в бухгалтерии это можно сделать, а в энергетике нельзя? - Некоторые считают, что, проводя ученья на предприятиях, Ростехнадзор дублирует МЧС. Так ли они необходимы? - Абсолютно необходимы, ведь до приезда пожарных и спасателей МЧС первыми с техногенной катастрофой сталкиваются работники предприятия. Есть участки, куда не сможет войти ни один пожарный, пока не будет прекращена утечка химического вещества. Напомню, что на каждом водозаборе используется хлор, а на молокозаводе - аммиак. О том, насколько велика вероятность техногенной катастрофы на предприятиях республики, свидетельствует большой износ технологического оборудования. На магистральном трубопроводном транспорте он приближается к 50%, в химии составляет около 80%, подъемные краны изношены на 90 процентов. При этом предприятия не спешат обновлять оборудование, ограничиваясь капитальным ремонтом того, которое уже выработало свой ресурс. - Аварий и смертей на производстве стало больше, значит, теперь ваши инспектора будут чаще приостанавливать деятельность предприятий? - Как ни странно, нет, и эта проблема встала перед нами в полный рост именно в 2006 году. Если в 2005 году инспектора Ростехнадзора по РТ по техническим причинам приостановили работы на двух тысячах объектов, то в прошлом году - только на пятнадцати. Дело в том, что теперь для этого нужно идти в суд, и далеко не каждый судья в состоянии реально оценить степень опасности эксплуатации того или иного оборудования. Так что это еще одна причина того, что мы имеем столь резкий рост числа аварий со смертельным исходом. |