Очередной виток «околобайкальской интриги» вновь раскручивается вокруг Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). После масштабного и относительно успешного противостояния с трубопроводом ВСТО, который «Транснефть» намеревалась провести по самому берегу Байкала, общественное внимание вновь вернулось к проблеме 40-летней давности – к последствиям «волюнтаризма» 60-х, когда во имя ложно понятых задач и потребностей принимались и реализовывались проекты с трудно исчислимыми негативными последствиями. Немного истории рассказал политолог, координатор Областнической Альтернативы Сибири и председатель Байкальского Народного Фронта Михаил Кулехов. Михаил Кулехов – Идея строительства БЦБК возникла в середине 50-х годов в связи с бурным развитием сверхзвуковой авиации. Оказалось, что для сверхзвуковых самолетов, особенно тяжелых, необходимо в изготовлении посадочных шасси использовать материалы с особыми механическими свойствами. Речь шла о суперпрочном корде, идущем для армирования резины колес. Тогда, в 1954-м, такой «суперкорд» делали только в США, а у СССР не было возможности получать его в необходимых количествах. Свою роль сыграла еще и установка на «догнать и перегнать Америку» – то есть примитивный, «симметричный» подход к проблеме военного и экономического «противостояния с США»: раз что-то делают американцы – мы должны делать в точности то же самое, но только больше. Тогдашний премьер Никита Хрущев, узнав, что для производства «суперкорда» необходима как можно более чистая вода, распорядился использовать для этой цели Байкал. Байкальский ЦБК был введен в эксплуатацию только в 1966 году с расчетной мощностью в 200 тыс. тонн кордной целлюлозы. К тому времени советские химики «напряглись», создав синтетические волокнистые материалы, полностью заменявшие ее в производстве сверхзвуковых самолетов. Так что для своей изначальной задачи – обеспечивать «воздушный щит Родины» – БЦБК не использовался ни единого дня. Но он был построен, перейдя из разряда «стратегически важных» в разряд обычных предприятий лесохимической отрасли. |