Российские НПЗ: · ОАО «Газпромнефть - Омский НПЗ»; · ОАО «Уфанефтехим»; · ОАО «НОВОЙЛ»; · ОАО «Уфимский НПЗ»; · ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»; · ОАО «Куйбышевский НПЗ» ; · ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»; · ОАО «Сызранский НПЗ»; · ОАО «ТАИФ-НК»; · ОАО «ЛУКОЙЛ - Нижегороднефтеоргсинтез»; · ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез»; · ЗАО «Рязанская НПК»; · ОАО «Московский НПЗ»; · ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез»; · ОАО «СЛАВНЕФТЬ – ЯНОС»; - Белорусские НПЗ: · ОАО «Мозырский НПЗ»; · ОАО «Нафтан». Группа транспортирует нефтепродукты как по прямым (от НПЗ до экспортного порта или потребителя), так и по смешанным транспортным схемам (от НПЗ – по трубопроводной системе Группы «Транснефтепродукт», затем железнодорожным транспортом). Расчет доли Группы на рынке услуг по транспортировке нефтепродуктов основан на первичной транспортировке от НПЗ и учитывает как прямые, так и смешанные схемы. Группа оказывает услуги по транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт. В своей основной рыночной нише – экспортной логистике светлых нефтепродуктов – Группа «Транснефтепродукт» занимает лидирующее положение. Доля Группы компаний на рынке перевозок светлых нефтепродуктов на экспорт – около 44%, в частности, на рынке экспорта дизельного топлива с подключенных НПЗ – 72%. Доли рынка Группы компаний «Транснефтепродукт» (прямые и смешанные схемы, по объему первичного транспорта). Наименование показателя | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | Доля Группы в транспорте дизельного топлива на экспорт с подключенных НПЗ | 72% | 76% | 69% | 72% | Доля Группы в транспорте ДТ с содержанием серы более 350 ppm (российского газойля) на экспорт | 75% | 76% | 53% | 49% | Доля Группы в транспорте российского газойля на экспорт с подключенных НПЗ | 90% | 90% | 83% | 79% | Доля Группы в транспорте дизельного топлива на внутренний рынок от подключенных НПЗ | 38% | 39% | 32% | 28% | Доля Группы в транспорте светлых нефтепродуктов на экспорт | 40% | 41% | 42% | 44% | При транспортировке нефтепродуктов на экспорт и на региональные рынки России основным конкурентом Группы компаний «Транснефтепродукт» является железнодорожный транспорт. В настоящее время на его долю приходится около 70% перевозок светлых нефтепродуктов. Доля Группы составляет около 25% перевозок светлых нефтепродуктов. Конкурентные преимущества Группы – возможность транспортировки крупных партий по сравнительно низкой цене, в том числе непосредственно до экспортных терминалов (Приморск, Вентспилс, Санкт-Петербург). К основным факторам конкурентоспособности Группы относится более высокая надежность, безопасность и экологичность нефтепродуктопроводного транспорта. Конкурентное преимущество железнодорожного транспорта – возможность относительно более быстрой доставки, способность транспортировки небольших партий нефтепродуктов любой спецификации с полным сохранением качества, а также большая разветвленность сети железных дорог по сравнению с системой магистральных нефтепродуктопроводов. Другим конкурентом Группы в перевозках нефтепродуктов на дальние расстояния является водный транспорт. Однако вследствие несовпадения направлений концентрированных грузопотоков нефтепродуктов с начертанием внутренних водных путей, а также, принимая во внимание весьма короткий срок их навигации (не более 3-4 месяцев), этот вид транспорта серьезной конкуренции нефтепродуктопроводам не создает. Его доля на рынке транспортировки светлых нефтепродуктов в настоящее время около 2%, а в первичных перевозках – еще менее. На коротких расстояниях, главным образом, во внутриобластном сообщении конкуренцию Группе компаний «Транснефтепродукт» создает автомобильный транспорт, преимуществом которого является возможность осуществления перевозок нефтепродуктов от «двери» до «двери», в частности, от НПЗ, нефтебаз и пунктов «распыления» до мелких потребителей. Однако на рынке первичных перевозок роль автомобильного транспорта незначительна. Основными факторами конкурентоспособности Группы являются: · более низкие издержки на единицу перекачиваемых нефтепродуктов, позволяющие устанавливать более низкий тариф за транспортировку; · возможность транспортировать крупные объемы нефтепродуктов; · надежность, безопасность и экологичность. Взаимоотношения с нефтедобывающими предприятиями и компаниями при транспортировке нефтепродуктов Таблица 4.2.1 Прием нефтепродуктов в систему за 2009 год в сравнении с 2008 годом. | | | тыс.тонн | Показатели | 2008 год | 2009 год | % к 2008 году | Прием нефтепродуктов: в т.ч. ресурсы производства НПЗ | 29 787,51 | 28 467,10 | 95,6 | Ачинский | 9,97 | 0,29 | 2,9 | Киришинефтеоргсинтез | 3 033,24 | 2 751,57 | 90,7 | Куйбышевский НПЗ | 2 026,11 | 1 932,17 | 95,4 | Лукойл-НОРСИ | 1 681,54 | 2 302,84 | 136,9 | «Лукойл Пермьнефтепродукт» ОАО | 6,04 | 0 | - | Мозырский | 86,30 | 85,03 | 98,5 | Московский | 2 610,65 | 2 733,25 | 104,7 | Ново-Куйбышевский | 1 686,99 | 1 292,97 | 76,6 | Ново-Уфимский | 1 410,71 | 1 546,53 | 109,6 | Омский | 4 300,82 | 3 937,49 | 91,6 | Рязанский | 2 828,53 | 2 803,68 | 99,1 | Салаватнефтеоргсинтез | 1 936,39 | 1 473,31 | 76,1 | Славнефть-ЯНОС | 1 456,67 | 1 910,66 | 131,2 | Сторонние | 31,76 | 46,35 | 145,9 | Сызранский | 1 217,73 | 758,89 | 62,3 | ТАИФ-НК | 787,46 | 837,59 | 106,4 | Уфанефтехим | 2 891,22 | 2 413,70 | 83,5 | Уфимский | 1 785,34 | 1 640,82 | 91,9 | Сдача нефтепродуктов, в том числе по направлениям (пунктам назначения) в сравнении с уровнем 2008 года | | | тыс. тонн | Показатели | 2008 год | 2009 год | % к 2008 году | Сдача по направлениям, всего в т.ч. | 29 073,2 | 28 410,5 | 97,7 | Для российских потребителей | 11 185,3 | 8 787,4 | 78,6 | На экспорт всего: в т.ч. по направлениям | 17 887,9 | 19 623,1 | 109,7 | Скрудалиена (Латвия) | 5 057,6 | 3 844,2 | 76,0 | Ньирбогдань (Венгрия) | 673,6 | 656,6 | 97,5 | НБ Украины | 251,0 | 119,1 | 47,5 | С-Петербург (Морпорт) | 2 593,5 | 2 442,5 | 94,2 | Приморск (Морской терминал) | 1 688,1 | 4 224,7 | 250,3 | Нафтан (Белоруссия) | 178,4 | 275,1 | 154,2 | НБ Камбарка | | 435,3 | | НБ Промнефтьсервис | | 16,0 | | Брянск жд налив | 619,5 | 690,2 | 111,4 | Никольское жд налив | 3 218,8 | 4 109,4 | 127,7 | Гомель жд налив | 1 616,1 | 1 716,7 | 106,2 | Новоград-Волынский жд налив | 1 357,9 | 642,1 | 47,3 | Петропавловск жд налив | 450,0 | 401,9 | 89,3 | Челябинск жд (Казахстан) | 183,4 | 49,3 | 26,9 | До 2009 года производимое на российских НПЗ дизельное топливо Л-0,2-62 с фактическим содержанием серы до 2000 ppm, поставляемое на экспорт, использовалось на европейских НПЗ как сырьё для последующего производства дизельного топлива стандарта ЕВРО-5 для потребителей стран Евросоюза или в качестве печного топлива на промышленных предприятиях. С 1 января 2009 года в странах Евросоюза был введен запрет на использование в качестве печного топлива продукта с содержанием серы выше 1000 ppm. При этом на внешних рынках (Северо-Западной Европы и Средиземноморском) дизельное топливо с содержанием серы 1000 ppm торговалось с премией относительно дизельного топлива Л-0,2-62 с содержанием серы 2000 ppm. Учитывая эти факторы, с целью достижения максимальной эффективности от экспорта дизельного топлива, а также принимая во внимание требования технического регламента, основные НПЗ Российской Федерации в 2009 году переориентировались на производство дизельного топлива Л-0,2-62 по ГОСТ 305-62 с фактическим содержанием серы до 1000 ppm в качестве экспортного продукта. Вместе с нефтяными компаниями, НПЗ которых подключены к системе магистральных нефтепродуктопроводов, ОАО «АК «Транснефтепродукт» в мае – августе 2009 года осуществило плановый переход на транспортировку по системе магистральных нефтепродуктопроводов дизельного топлива Л-0,2-62 с фактическим содержанием серы до 1000 ppm. При этом со стороны нефтяных компаний наметилась тенденция переориентации экспортных потоков в сторону российских морских портов и снижения объемов транспортировки в направлении портов прибалтийских государств. Так, в 2009 году существенно увеличились по сравнению с 2008 годом объемы транспортировки ДТ на экспорт в направлении НП «Никольское» (далее – порт Новороссийск) - на 0,9 млн. тонн и уменьшились в направлении НПС «Скрудалиена» (далее – порт Вентспилс) – на 1,2 млн. тонн. На фоне снижения ресурсной базы дизельного топлива Л - 0,2 - 62 на подключенных НПЗ (Рязанская НПК, Уфимские НПЗ) в счет увеличения производства низкосернистого ДТ с содержанием серы не более 10 ppm произошло увеличение объемов транспортировки в направлении порта Приморск - на 2,5 млн. тонн и НБ «Камбарка» (далее – железнодорожным транспортом в порт Высоцк) – на 0,4 млн. тонн. Общее увеличение объемов транспортировки нефтепродуктов на экспорт в 2009 году составило 1,7 млн. тонн. В 2009 году наблюдалось снижение объемов транспорта нефтепродуктов на внутренний рынок РФ (-2,4 млн. тонн) вследствие уменьшения спроса на нефтепродукты в целом, а также невозможности по технологическим причинам осуществлять одновременную транспортировку широкого спектра светлых нефтепродуктов (высокооктановых автомобильных бензинов и ДТ с меньшим содержанием серы, например, 500 ppm) по основной системе нефтепродуктопроводов. Проблемы в части транспортировки нефтепродуктов в 2009 году. В соответствии с техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 года № 118) в 2009 году происходило изменение в структуре производства дизельных видов топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях РФ. Согласно требованиям технического регламента, с 1 января 2009 года не разрешен выпуск в оборот дизельного топлива ниже класса 2 (содержание серы не более 500 ppm) за исключением дизельного топлива с содержанием серы не более 2000 ppm, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, выпуск в оборот которого допускается в течение 3 лет со дня вступления в силу регламента. Транспортировка ДТ с содержанием серы не более 500 ppm по основной системе нефтепродуктопроводов на внутренний рынок в 2009 году не осуществлялась вследствие невозможности по технологическим причинам осуществлять перекачку партий малых объемов. В 2009 году транспортировка дизельного топлива с содержанием серы не более 500 ppm осуществлялась от «Киришинефтеоргсинтеза» до ЛПДС «Красный Бор», НБ «Ручьи» и морского порта Санкт-Петербург, от Омского НПЗ в восточном направлении, от Московского НПЗ в направлении ЛПДС «Володарская» и по Московскому кольцевому нефтепродуктопроводу. Транспортировка дизельного топлива с содержанием серы 500 ppm по основным направлениям (в том числе на экспорт) будет возможна в случае, если все НПЗ, сдающие дизельное топливо по данным направлениям, будут готовы обеспечить сдачу в систему МНПП продукта соответствующего качества. Вследствие существенного уменьшения производства на подключенных НПЗ автомобильного бензина АИ-80 (-1,80 млн. тонн по сравнению с 2008 годом) в счет увеличения производства высокооктановых бензинов АИ-92 и выше (+ 2 млн. тонн по сравнению с 2008 годом) и невозможности перекачки АИ-92 по технологическим причинам объем транспортировки автомобильного бензина в страны Таможенного союза и на внутренний рынок России снизился в 2009 году на 0,7 млн. тонн. Транспортировка дизельного топлива с содержанием серы 500 ppm по основным направлениям (в том числе на экспорт) будет возможна в случае, если все НПЗ, сдающие дизельное топливо по данным направлениям, будут готовы обеспечить сдачу в систему МНПП ДТ соответствующего качества. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». Транснефтепродукт |