В заключение отметим, что имеющиеся результаты исследований влияния ИК-излучения на интенсивность сублимации с облучаемой поверхности поликристалла льда в условиях вакуума показывают, что при интенсивности теплового потока излучателя в диапазоне от 100 до 700 ºС (с 902 до 50 680 Вт / м2 ), интенсивность сублимации льда увеличивается в 46 раз (с 0,087 до 3,971 кг/ (м² • сек)). Причем в исследовании отмечается, что изменение давления в вакуумной камере (от 0,5 до 3 • 10-3 мм рт. ст.) не оказывает заметного влияния на интенсивность сублимации льда, так же как и изменение температуры предварительного замораживания образцов льда (от минус 10 ºС до минус 192 ºС) не влияет на интенсивность процесса сублимации. Согласно приведенным расчетам в течение 1 секунды ИК-излучение удаляет с площади 1 м2 слой льда толщиной 3 мм, что соответствует массе льда ~ ~2,76 кг. При удельном весе свежевыпавшего снега 200 кг/м3 толщина удаленного снежного слоя той же массы составит ~ 14 мм, т.е. ~ 50 м3 в час. Таким образом, ИК- сушка может быть весьма эффективно использована и для удаления снежных наносов с поверхностей взлетно-посадочных полос и воздушных судов, что позволит резко сократить аэродромный парк снегоуборочной техники и обслуживающего персонала, так как после ИК-сушки убирать нечего - как лед, так и снег распадаются до молекулярного уровня. Суммируя все выше сказанное можно сделать следующие выводы: внедрение ИК-сушки в аэродромные технологии обеспечения полетов в качестве средства борьбы с обледенением и снежными наносами наиболее востребовано и экономически целесообразно на аэродромах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где сказывается близость морей и океанов – поставщиков осадков, и действуют продолжительное время низкие температуры - до минус 50ºС и ниже. С точки зрения практических интересов дальнейший ход работ по разработке и созданию технологии инфракрасной сушки снежно-ледяных покрытий потребует пионерских технических решений конструкций производительных и энергоэффективных инфракрасных излучателей большой площади и их испытаний на производительность при различных вариантах назначения и климатических условиях обледенения. Второй технической задачей станет обеспечение надежной эксплуатации конструкций инфракрасных излучателей на транспортирующих устройствах, с помощью которых должны будут выполняться технологии инфракрасной сушки по удалению снежно-ледяных отложений как с взлетно-посадочных полос на аэродромах, так и с размещенных на них воздушных судах. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. ICAO DOC 9640-AN/940. Руководство противообледенительной защиты воздушных судов на земле. 2. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ (РЭ ГА РФ – 94). 3. Boldyrev V. V. Reactivity of Solids. Journ. of Thermal Analysis.1993.V.40.P. 1041 -1062. 4. Эйзенберг Д., Кауцман В. Структура и свойства воды. Л.:Гидрометиздат,1975. 5. Неберухин Ю. Н. Загадки воды // Соросовский образовательный журнал, № 5, 1996, с. 41 – 48. 6. Зацепина Г. Н. Физические свойства и структура воды. М.: Изд-во МГУ, 1998. 7. Маэно Н. Наука о льде. М.: Мир, 1988. 8. Пиментал Дж., Мак-Клеллан О. Водородная связь. М.: Мир, 1964. 9. Волков А. И. Метод молекулярных орбиталей: учеб. пособие /А. И. Волков. – М.: Новое знание, 2006. 10. Зяблов В. Слабость и могущество водородной связи // Химия и жизнь.1979. №2. С. 14-18. 11. Алимпиев С. С., Вагратошвили В. Н. и др. Эффект опустошения многих вращательных состояний при колебательном возбуждении молекул в сильном ИК-поле // Письма в ЖЭТФ, 1977, т.25, №12, с.582-585. 12. Летохов В. С. Нелинейные селективные фотопроцессы в атомах и молекулах. М.: Наука, 1983. 13. Лебедев Д. П. и Перельман Т.А. Тепло и массообмен в процессах сублимации в вакууме. М.: Энергия, 1973. 14. Интервью с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта России Е. В. Бачуриным. // www.newchemistry.ru |