В последние годы состав и количество компаний - производителей литьевого оборудования, представлен¬ных на выставке Fakuma, меняются мало. На этот раз в ней приняли участие 22 такие компании, что составляет лишь малую долю (1,3 %) от общего количества экспонентов, но немалую — по занимаемой площади экспозиций. Кроме того, следует учесть, что сектор литьевого машиностроения являлся фактически центром притяжения связанных с ним множества фирм-участниц выставки — производителей периферийного и вспомогательного оборудования, технологической оснастки и литьевых ПМ, средств логистики и программного обеспечения. Наконец, большинство компаний (главным образом западноевропейских), о которых идет речь, являются настоящими грандами литьевого машиностроения и «законодателями мод» на подиумах специализированных выставок. Не стала исключением и Fakuma-2008, на которой были представлены многие новые (по сравнению с относительно недавно прошедшей выставкой К-2007) «литьевые» решения, предложенные ведущими машиностроительными компаниями в области многокомпо-нентного, комбинированного, микро- или макролитья, в направлении увеличения быстродействия узлов литьевых машин и др. Но практически каждая фирма заявляла о достигнутом сокращении энергопотребления литьевого оборудования. Следует заметить, что типичная доля стоимости электроэнергии (3 - 5 %) в производственной себестоимости литьевой продукции может показаться сравнительно небольшой на фоне других составляющих (рис. 1) — отчислений на зарплату персонала, амортизацию и техобслуживание литьевой машины и оснастки, тем более стоимости материала, приходящейся на единицу продукции (50 — 75 % в зависимости от вида ПМ). Может быть, этим (отчасти психологическим) обстоятельством можно объяснить результаты опроса, про веденного менеджментом компании ENGEL Austria GmbH среди своих клиентов, согласно которому 87 % из них на словах считают энергопотребление одним из важнейших критериев при выборе литьевой машины, но на деле 92,2 % клиентов или время от времени контролируют этот параметр на производстве, или не контролируют вовсе. Но если исключить из анализа такую важную (для переработчика, но не для производителя литьевого оборудования) составляющую себестоимости, как стоимость ПМ, то остальные позиции (см. рис. 1), на которые прямо (снижение энергопотребления) или опосредованно (увеличение периодов времени между очередными ремонтами и техобслуживанием литьевых машин и оснастки, дальнейшая автоматизация литья и вспомогательных операций вплоть до организации безлюдного производства и др.) влияют приобретенные клиентом литьевое оборудование и оснастка, должны иметь повышенное значение с точки зрения конку¬рирующих машиностроительных компаний. Отчасти этим фактором, но в первую очередь постоянным ростом стоимости электроэнергии можно объяснить то, что тема снижения се потребления литьевым оборудованием, «подогреваемая» отраслевыми средствами массовой информации, стала одной из основных тем до, в течение и после выставки Fakuma-2008. |