Первые документы, посвященные искусству нанесения покрытия, датируются 560 годом до нашей эры, временем правления Императора Жимну (Jimnu). Знаменитый Красный Японский Лак был изобретен в 673 году. Приблизительно в 1600 году красивые коробки с поверхностью из красного и черного лака были привезены в Европу из Японии и Китая, и до сих пор самые эксклюзивные произведения искусства из Азии обрабатываются так же старательно. Процесс изготовления истинных изделий с «Японским Лаком» занимает колоссальное количество времени. Наносится множество тонких слоев лака, которые, высохнув, обрабатываются песком. Эта процедура повторяется до тех пор, пока поверхность не становится гладкой и блестящей. Говорят, что покрытия для лакированных изделий высшего качества наносятся на борту кораблей в море, чтобы пыль не испортила поверхность. Сегодня общеизвестно, что индустрия производства покрытий все больше склоняется к экологически безопасным покрытиям. У них уже были такие! Японский Лак был настоящим «Природным покрытием». Основа состоит из сока так называемого «Лакового дерева» - или Rhus Vernicifera – который добывали, разрывая кору этого дерева. В Европе не смогли достичь таких успехов в поиске правильных сырьевых материалов для покрытий. Отмечается, что первую формулу лака – основанного на льняном масле – в 12 веке записал монах по имени Теофилиус. Но с тех пор, скорее всего, было разработано несколько формул несравненного лака. Неповторимое звучание скрипок, изготовленных Страдивари и Амати, главным образом основано на использованном лаке. Секрет этих лаков так и не был раскрыт. Кажется, что производство «покрытий» в те времена находилось в руках небольшого количества людей, которые использовали свои изделия для своих собственных целей. Приблизительно в 1790 году в Великобритании были построены первые заводы по изготовлению красок. Британцы успешно производили покрытия, которые считались высококачественными, и в течение короткого времени название «Английский лак» стало обозначением изделий высшего сорта. Составы по-прежнему основывались на природных маслах и твердых смолах. По настоящему быстрое развитие новых – синтетических – разбавителей для древесных покрытий и лаков началось перед Второй мировой войной. Началось быстрое вытеснение традиционных разбавителей алкидами и нитроцеллюлозой. Для отделки мебели стандартом была нитроцеллюлоза – сама по себе или в сочетании с некоторой долей синтетической (твердой) смолы. Положение было похожим на это в течение многих лет, поскольку не существовало другой системы с подобной скоростью высыхания благодаря высокому уровню высвобождения растворителя. Но было сложно преодолеть недостаток нитроцеллюлозных (НЦ) систем: малое содержание твердого вещества. В этом месте хотелось бы уделить больше внимания тем свойствам, которые необходимы для идеальной системы древесного покрытия: - Быстрое высыхание - Прозрачность (для светопроницаемых систем) - Высокое содержание твердого вещества - Высокий уровень лоска – если необходим - Легкое выравнивание – если необходимо - Устойчивость к коррозии пятнами и воздействию химических веществ - Безопасность для экологии
|